
«Музыка продолжала играть», студия Essential Pictures, Mr. Tamborine Man , режиссёр Джим Колберг
— Как вас зовут?
— Гэбриел.
— Хорошо. В каком году вы родились, Гэбриел?
— В 1951.
— Хорошо. А какой год сейчас?
— ...
Молодой человек по имени Гэбриел перенёс операцию по удалению опухоли мозга. Хирургическое вмешательство повлияло на его психику и память. Гэбриел помнит события, которые произошли много лет назад. Но не способен удержать в памяти того, что случилось в течение ближайших пяти минут. Он не может полноценно общаться с окружающими. Гэбриел словно замкнулся в толстой скорлупе, через которую к нему никак не достучатся даже его родители. Ситуацию осложняет и то, что долгое время они не видели своего сына и ничего о нём не знали — 20 лет назад Гэбриел ушёл из дома... Так начинается фильм американского режиссёра Джима Колберга, который называется «Музыка продолжала играть». Фрагмент из него мы только что услышали. Картина вышла на экраны в 2011 году. Основой для её сценария послужило литературное произведение — документальная повесть британского писателя и врача-невролога Оливера Сакса «Последний хиппи». Режиссёр Джим Колберг признавался, что эта история поразила его до глубины души, и он решил, что непременно должен воплотить её на экране.
Фильм стал событием одного из главных международных фестивалей независимого кино — американского «Сандэнс», и привлёк внимание прессы. Критики называли его живым, пронзительным, дарящим надежду и зажигающим свет в сердцах. И хотя Джим Колберг с присущей ему скромностью говорил, что снял очень простую историю, мы видим на экране глубокую, пронзительную, многогранную и мудрую притчу о том, как пробуждается ото сна человеческая душа.
Сюжет постепенно раскручивается, и мы узнаём, что Гэбриел возвращается к жизни, когда слушает его любимую музыку. Под её звуки у парня загораются глаза, он смеётся, разговаривает — становится прежним. Даже отец Гэбриела, мистер Генри Сойер, вынужден это признать. В одном из эпизодов он рассказывает о своём открытии лечащему врачу Гэбриела:
— Я потерял сына 20 лет назад. По своей вине, я знаю. И даже после того, как мы его нашли, мы думали, что он потерян. Он перенёс операцию, физиотерапию, ему скормили все известные человечеству лекарства. Ничто не помогло. Но когда он слышит песни Grateful Dead — он возвращается к нам.
20 лет назад мистер Сойер не смог принять образ жизни и интересы своего сына. И в особенности — музыку, которой тот стал увлекаться: рок конца 60-х. Именно на этой почве произошёл конфликт, который привёл к отчуждению и долгой разлуке. Нам предстоит наблюдать за тем, как будет развиваться этот конфликт, как он в конце концов разрешится. И, конечно, слушать музыку. В картине «Музыка продолжала играть» звучат песни группы Битлз, музыканта Боба Дилана и других известных исполнителей той эпохи.
Кстати, в фильме есть очень символичный эпизод. Впервые Гэбриел возвращается в реальность под композицию Битлз «Всё, что тебе нужно — это любовь» (All You Need Is Love). «Я размышлял над многими вариантами, — объясняет выбор песни режиссёр Джим Колберг. — И, в конце концов, остановился на ней, потому что именно любовь — ключевая идея фильма». Подтверждением этих слов стала история, которую рассказал в одном из интервью исполнитель роли мистера Сойера, актёр Джонатан Симмонс. На одном из фестивалей после просмотра картины режиссёр и актёры вышли на сцену, чтобы ответить на вопросы зрителей. Вдруг Симмонс заметил, как из первого ряда поднялся человек, и направился к выходу. «Вы не хотите ничего спросить?» — крикнул ему актёр. А мужчина ответил: «Простите, но мне необходимо позвонить своему сыну и сказать, что люблю его». И, пожалуй, этим всё сказано.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема