
«Музыка продолжала играть», студия Essential Pictures, Mr. Tamborine Man , режиссёр Джим Колберг
— Как вас зовут?
— Гэбриел.
— Хорошо. В каком году вы родились, Гэбриел?
— В 1951.
— Хорошо. А какой год сейчас?
— ...
Молодой человек по имени Гэбриел перенёс операцию по удалению опухоли мозга. Хирургическое вмешательство повлияло на его психику и память. Гэбриел помнит события, которые произошли много лет назад. Но не способен удержать в памяти того, что случилось в течение ближайших пяти минут. Он не может полноценно общаться с окружающими. Гэбриел словно замкнулся в толстой скорлупе, через которую к нему никак не достучатся даже его родители. Ситуацию осложняет и то, что долгое время они не видели своего сына и ничего о нём не знали — 20 лет назад Гэбриел ушёл из дома... Так начинается фильм американского режиссёра Джима Колберга, который называется «Музыка продолжала играть». Фрагмент из него мы только что услышали. Картина вышла на экраны в 2011 году. Основой для её сценария послужило литературное произведение — документальная повесть британского писателя и врача-невролога Оливера Сакса «Последний хиппи». Режиссёр Джим Колберг признавался, что эта история поразила его до глубины души, и он решил, что непременно должен воплотить её на экране.
Фильм стал событием одного из главных международных фестивалей независимого кино — американского «Сандэнс», и привлёк внимание прессы. Критики называли его живым, пронзительным, дарящим надежду и зажигающим свет в сердцах. И хотя Джим Колберг с присущей ему скромностью говорил, что снял очень простую историю, мы видим на экране глубокую, пронзительную, многогранную и мудрую притчу о том, как пробуждается ото сна человеческая душа.
Сюжет постепенно раскручивается, и мы узнаём, что Гэбриел возвращается к жизни, когда слушает его любимую музыку. Под её звуки у парня загораются глаза, он смеётся, разговаривает — становится прежним. Даже отец Гэбриела, мистер Генри Сойер, вынужден это признать. В одном из эпизодов он рассказывает о своём открытии лечащему врачу Гэбриела:
— Я потерял сына 20 лет назад. По своей вине, я знаю. И даже после того, как мы его нашли, мы думали, что он потерян. Он перенёс операцию, физиотерапию, ему скормили все известные человечеству лекарства. Ничто не помогло. Но когда он слышит песни Grateful Dead — он возвращается к нам.
20 лет назад мистер Сойер не смог принять образ жизни и интересы своего сына. И в особенности — музыку, которой тот стал увлекаться: рок конца 60-х. Именно на этой почве произошёл конфликт, который привёл к отчуждению и долгой разлуке. Нам предстоит наблюдать за тем, как будет развиваться этот конфликт, как он в конце концов разрешится. И, конечно, слушать музыку. В картине «Музыка продолжала играть» звучат песни группы Битлз, музыканта Боба Дилана и других известных исполнителей той эпохи.
Кстати, в фильме есть очень символичный эпизод. Впервые Гэбриел возвращается в реальность под композицию Битлз «Всё, что тебе нужно — это любовь» (All You Need Is Love). «Я размышлял над многими вариантами, — объясняет выбор песни режиссёр Джим Колберг. — И, в конце концов, остановился на ней, потому что именно любовь — ключевая идея фильма». Подтверждением этих слов стала история, которую рассказал в одном из интервью исполнитель роли мистера Сойера, актёр Джонатан Симмонс. На одном из фестивалей после просмотра картины режиссёр и актёры вышли на сцену, чтобы ответить на вопросы зрителей. Вдруг Симмонс заметил, как из первого ряда поднялся человек, и направился к выходу. «Вы не хотите ничего спросить?» — крикнул ему актёр. А мужчина ответил: «Простите, но мне необходимо позвонить своему сыну и сказать, что люблю его». И, пожалуй, этим всё сказано.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер