— Я хотел показать, что мне не наплевать на наши отношения. Я купил ей цветы, которые она выбросила. Я выносил её оскорбления, её сарказм. Но прошлая ночь была последней каплей. Я приготовил ей ужин, я сделал всё, чтобы она поняла, как я к ней отношусь, как ценю её. А она плюнула мне в лицо. Она не заслуживает этого, отец. Я не буду продолжать. Как я могу проявлять свою любовь к тому, кто всё время её отвергает?
У парня по имени Калеб Холт проблемы с женой. Да что там, проблемы — настоящая катастрофа! Они на грани развода. Кэтрин, супруга Калеба, уже подала документы на расторжение брака. Осталось только подписать их. Но что же произошло? Почему мужчина и женщина вдруг стали чужими? И можно ли что-то изменить? Непростую, тонкую и очень важную тему кризиса семьи и брака затрагивает художественный фильм под названием «Огнеупорный». Фрагмент из него только что прозвучал. Картина американского режиссёра Алекса Кендрика вышла на экраны в 2008 году и была очень тепло встречена публикой. Зрителям понравился тот ракурс, с которого режиссёр решил взглянуть на проблему. Ведь вопросы, волнующие героев фильма, задают себе время от времени и многие из нас. Как можно любить того, кому больше не нужна твоя любовь? Как любить, если больше не чувствуешь любви в себе самом? Возможно ли всё это, и нужно ли?
Идея картины пришла на ум режиссёру Алексу Кендрику во время утренней пробежки. Он встретил молодую семейную пару, которая громко выясняла отношения прямо на улице. И эти отношения явно рушились. В тот момент Алекс почувствовал настоящую боль. И у него возникла идея снять фильм, который помог бы супругам найти верное решение в трудную минуту. Стоит отметить, что Кендрик снимает христианское кино для самой широкой аудитории. Его невероятно жизненные фильмы о простых людях и непростых ситуациях давно полюбились зрителям во всём мире.
Калеб Холт, герой ленты «Огнеупорный», работает пожарным. Он бесстрашно бросается в огонь, спасая людей. Но в собственной жизни оказывается не настолько решительным. Понимая, что его брак рушится, Калеб бездействует. Лишь в самый последний момент, когда развод уже кажется неизбежным, он обращается за помощью к своему отцу. И тот дарит сыну необычную тетрадь. В ней — задания, которые мужчина должен неукоснительно выполнять в течение 40 дней. Например — не говорить жене неприятных слов. Сделать ей подарок. Организовать романтический ужин. Калеб не уверен в успехе затеи, он совсем не чувствует энтузиазма. Но всё же, нехотя, начинает следовать советам из тетради. В одном из эпизодов Калеб признаётся жене, что не верил в успех.
— Ты ведь не хотел этого делать, да?
— Не хотел. Но вдруг понял, что не понимал, что такое любовь. И как только я это понял, мне захотелось это делать.
«Любовь — это не чувства и эмоции, а серьёзная и постоянная работа. Об этом наш фильм», — подчёркивает режиссёр картины «Огнеупорный» Алекс Кендрик. А исполнитель главной роли Кирк Кэмерон признаётся, что активно пользуется советами из тетради своего героя в собственной жизни. «Эти правила действительно работают. Говорю вам это, как женатый много лет отец шестерых детей», — уверяет актёр. Кстати, тетрадь с советами из фильма впоследствии была издана, и стала бестселлером под названием «Решитесь любить». Говорят, с книжных полок магазинов её смели в мгновение ока.
Девизом фильма Алекса Кендрика «Огнеупорный» стали слова «Не бросай товарища во время пожара». «Если горит и вот-вот рухнет крепость вашей любви и брака, нельзя разбегаться. Как никогда важно быть рядом и бороться друг за друга», — уверен режиссёр и передаёт эту уверенность своим зрителям.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова