Евр., 312 зач., V, 11 - VI, 8.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам слышать от людей, критически смотрящих в сторону Церкви, — что уж больно легко вы, люди верующие, получаете прощение грехов? Да, это очень непростая тема — но чёткий ответ мы получаем в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к евреям, который читается сегодня за богослужением.
Глава 5.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
Апостол Павел достаточно жёстко, если не сказать — сурово — предупреждает христиан о последствиях недолжного поведения после принятия Святого Крещения. Тот, кто обручил себя Сыну Божию — Христу Спасителю, — уже не может без последствий снова возвращаться в былой, греховный, образ жизни. Апостол говорит о том, что совершающий грех снова распинает Христа — и «ругается» Ему, от глагола «παραδειγματίζω» — демонстрировать публично, давать пример, здесь же лучше перевести как — «выставлять на посмешище» или «надругаться».
К сожалению, сегодня единицы из принимающих Таинство Крещения понимают, насколько значимо это событие в их жизни. Обещание Богу «непорочной жизни» — которое и свидетельствуется всем чинопоследованием Таинства — предполагает, что обещающий чётко может провести границу в своём сознании между должным и недолжным, греховным и праведным — и то, что он крестится — своего рода «печать» его договора с Богом о том, что он теперь — на правильной, «праведной», стороне.
Я уже слышу возмущённые голоса: батюшка, а как же исповедь? В чём же тогда каяться, если совсем не грешить? И здесь мы подходим к одной очень болезненной теме: различию греха как сознательного противодействия Божьей воле от греха как духовного несовершенства. Как, почему и когда эта граница размылась, растёрлась, стала с трудом различима — отдельная тема, но главное здесь понять: грех греху — рознь. Не всё то, что мы называем «грехом», отсекает нас от общения с Духом Святым и разворачивает в позицию врагов Божиих. Говоря об «отпадении», о «поругании Христа», апостол имеет в виду именно такие грехи, однозначно свидетельствующие о противодействии человека Божьим заповедям, при котором человек становится настоящим преступником, дерзнувшим пере-ступить ясный запрет.
Как же важно об этом помнить — грех как преступление полагает человека — как утверждает апостол — близким к проклятию Богом. Проклятие — это отлучение, полный обрыв связи, утрата источника жизни и обновления. И когда такой человек начинает задыхаться — Бог в этом невиновен: не Он перекрывал кислород, но сам грешащий своим поступком сорвал со своего лица дающую живительный воздух маску.
Помоги же нам, Господи, регулярно проверять самих себя — на самом ли деле мы дышим «кислородом вечности»? И если появляются первые признаки нехватки воздуха — отложив всякое дело, срочно бежать в храм, к духовнику, к спасительному Таинству Покаяния!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Евгений Вадимов
Сейчас я буду читать вам, друзья, хрестоматийное стихотворение «Русская культура», созданное в 1935 году поэтом-эмигрантом Евгением Вадимовым.
Какой-нибудь учёный историк непременно назвал бы эти стихи «знаковыми».
И впрямь: без них, я думаю, разговор о трагическом феномене нашей эмиграции начала прошлого века и её восприятии русской культуры — был бы обеднён. Ведь здесь, как в фокусе, собрались излюбленные образы и картины, символизирующие традиции быта и праздников, обаяния нашего молодого (в сравнении с Европой) искусства, уютной патриархальности и ярмарочного размаха старой России.
Возможно, просвещённому скептику это — когда-то очень известное — сочинение эмигранта Вадимова может показаться наивно-сусальным, но я искренне полюбил его ностальгическую мечтательность и хочу поделиться с вами своим чувством.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура — это сказки нянины —
Песни колыбельные, грустные до слёз —
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках дедушка-мороз...
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей —
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это вязь кириллицы
На заздравной чарочке яровских цыган —
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан...
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это то, чем славится
Со времён Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица —
Это наша девушка с чистою душой!..
Русская культура — это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне —
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране...
Евгений Вадимов, «Русская культура», 21 июля 1935 года, Париж
Настоящее имя автора этих стихов — Юрий Ипполитович Лисовский. Поэт, прозаик, переводчик. Выпускник Петербургского кадетского корпуса, кавалерист, участник Первой мировой войны. Его эмигрантская жизнь была связана с Сербией, Францией и Польшей. В 1930 году Вадимов-Лисовский стал первым лауреатом Парижского конкурса русских поэтов, а в середине 1940-х, когда советские войска занимали польский город Лодзь, он, обретающийся в тамошнем «Русском доме», — бесследно пропал. Возможно, вследствие ареста.
Стихотворения Евгения Вадимова относятся к лучшим образцам русской религиозной поэзии. Вот — из навеянного строками 138 псалма царя и пророка Давида:
Куда я скроюсь? Неустанно
За мной следит Твой Светлый взор
С луны, со звёзд из мглы туманной,
С вершин далёких, снежных гор...
И там, в морозных высях горных,
И здесь душистою весной,
И под землёй, и в ямах чёрных
Творец и Бог — везде со мной!..
Я сделал крылья. Стал, как птица,
Влетел в лазурь... пропала мгла —
Я был над бездной — но десница
Меня Твоя везде вела...
Евгений Вадимов, «Из псалмов», 1920 годы, Париж — Белград
Все выпуски программы Рифмы жизни
«Божественный свет в глазах ближнего». о. Роман Федотов
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, а также клирик храма в честь иконы Живоносный источник в Царицыно священник Роман Федотов делились своими историями о том, как в глазах ближнего отразился Божественный свет, или как благодаря другому человеку удалось увидеть присутствие Бога.
13 мая. О святителе Игнатии (Брянчанинове)
Сегодня 13 мая. День памяти святителя Игна́тия (Брянчанинова).
О трудах святого, - протоиерей Михаил Самохин.