
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам, дорогие слушатели, оказавшись совсем близко к достижению желанной цели, вдруг испугаться, остановиться — и развернуться обратно? Если да, то вы очень хорошо поймёте, о чём пишет апостол Павел в отрывке из 3-й главы своего послания к Евреям, который сегодня мы слышим за богослужением в храмах.
Глава 3.
5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
О чём говорит апостол? Он напоминает историю исхода евреев из Египта, когда они проделали долгий и тяжёлый путь с множеством чудес от Бога, в итоге дошли до границ земли обетованной — и... испугались! Посланники — соглядатаи, которые вернулись из разведки, сообщили им, что там, впереди — невероятные земли, богатые, плодородные, где всё растёт в изобилии, но там же и крепкий народ, с которым едва ли евреи смогут справиться. И вместо того, чтобы вспомнить, как Бог даровал им воду из скалы, питал небесной манной в пустыне, избавлял от разных бед и многие другие чудеса — они уже были готовы отправиться назад, в Египет, в то самое рабство и унижение, от которого бежали.
В итоге, ни один из этих людей так и не оказался в земле обетованной — в Палестине — только их дети. Но к чему апостол приводит этот весьма неприятный для памяти иудеев исторический пример? Он призывает своих последователей внимательно следить за тем, чтобы не оказалось «в ком из вас сердца лукавого и неверного» — как это и произошло ранее в пустыне.
Давайте попробуем всмотреться внимательнее, что же, собственно говоря, там произошло? Почему же вдруг евреи потеряли веру — а именно об этом и говорит апостол в конце сегодняшнего отрывка? И что каждый из нас может сделать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?
Сердце «лукавое и неверное» — это сердце, которое хочет прежде всего быть обладателем, собственником — и нет никакой разницы, чего — материальных ли благ, близких людей, обстоятельств жизни или даже самого Господа Бога. Человек находится в постоянном движении между двумя полюсами — обладания и служения. Принцип — «любить нельзя использовать» — поставь запятую, где следует, — работает и в отношениях человека с Богом. Тем более, что благодеяния, адресованные свыше к нам, человекам, вроде как и допускают возможность «использования» в той или иной степени. Но Бог не был бы Живым Богом — а именно об отступлении от Живого Бога говорит апостол — если бы Он со Своей стороны не предпринимал никаких шагов, чтобы снова и снова возвращать нас от «использования» к «служению». Он постоянно поднимает планку неопределённости и непредсказуемости — чтобы мы не довольствовались той степенью веры, которую уже имеем, — но были готовы ещё больше вверяться Ему, ещё сильнее доверять Ему, ещё шире открывать своё сердце навстречу Его — не нашей! — воле. А это значит — надо постоянно следить, не появилось ли ощущение, что у нас «всё в порядке», всё определено и договорено, просчитано и застраховано, и риски сведены к минимуму. Потому что как только мы оказываемся в этом состоянии кажущейся самодостаточности и внешней стабильности — обязательно что-то начнёт ломаться там, где, казалось бы, точно ничего произойти не может.
Помоги же нам, Господи, наблюдать за тем, насколько приоткрыта остаётся дверь нашей души навстречу Твоему Неизведанному и Непредсказуемому!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Джордж Элиот «Сцены из жизни духовенства» — «Как искупить причинённое ближнему зло?»

Фото: PxHere
В Евангелии от Луки рассказывается история мытаря по имени Закхей. Приняв в свой дом Христа, он принёс покаяние в грехах, причинённых ближним, и постарался искупить их. Как именно? «Если кого чем обидел, — говорит Закхей, — воздам вчетверо». Помимо этого, он обещает половину имения раздать нищим. Зачем? Возможно, дело в том, что не всем, кого мытарь обидел, он может возместить ущерб. Для кого-то это уже невозможно. И тут встаёт вопрос: что делать, если зло, которое ты причинил человеку, непоправимо? Как искупить такую вину?
Один из героев повести Джордж Элиот «Сцены из жизни духовенства», мистер Трайан, посвящает жизнь поиску ответа на этот вопрос. В юности он толкнул на путь греха молодую женщину. Годы спустя повзрослевший и одумавшийся Трайан узнаёт о смерти Люси. Осознав сотворённое им зло, герой едва не впадает в отчаяние. Муки совести усугубляются осознанием: да, сам Трайан может покаяться в своём грехе и грехе, на который толкнул Люси, но разве он может покаяться за неё?
Трайан всем сердцем обращается к Богу и находит покой в решении: всю оставшуюся жизнь он посвятит Богу и людям. Помочь Люси уже не в его силах, но он сделает всё, чтобы уберечь от гибели и греха других. Так герой находит ответ на вопрос, как искупить зло, причинённое ближнему. Он не может, как Закхей, возместить Люси вчетверо, но может послужить другим людям: не половиной имения, а всей жизнью. Поступив так, мистер Трайан обретает покой.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Джеймс Барри «Дорогой Брут» — «О вторых шансах»

Фото: PxHere
Нет, наверное, человека, который не мечтал бы порой о том, чтобы вернуться в прошлое и что-то исправить. Иными словами, получить второй шанс. А что, если такая возможность и правда была бы нам дана, хотя бы раз? Об этом размышляет Джеймс Барри, автор знаменитой повести «Питер Пэн и Венди» в пьесе «Дорогой Брут».
Все персонажи пьесы в той или иной мере недовольны своей жизнью и каждый точно знает, что именно он или она изменили бы в прошлом, будь у них второй шанс. Этот шанс они получают, благодаря соседу, чародею. На одну ночь он возвращает их в прошлое. И что же? Аккуратно и последовательно все герои повторяют свои ошибки. В конце концов один из них восклицает:
— Я понял. Что-то такое есть во мне, что заставит меня поступать и дальше так же. Моя душа словно заражена, отравлена. И сколько мне ни давай шансов, ничего не изменится.
«Всё дело в нас самих» — вот главное открытие героев. Человек, осознавший, что источник зла кроется в его душе, близок к покаянию. А покаяние — это изменение, перемена души, ума, сердца.
И тогда второй шанс, о котором говорит пьеса «Дорогой Брут», как раз и заключается в том, чтобы понять, какие именно свойства, качества и привычки привели в прошлом к тем или иным ошибкам — и не повторять их.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Валентина Осеева. «Хорошее» — «Посильное добро»

Фото: PxHere
Как часто мы говорим близким: «я для тебя ничего не пожалею». И правда ведь, ничего не пожалеем. Кроме, пожалуй, чуточки внимания, капли тепла, минуты времени. Если оглянуться, сколько упущенных возможностей проявить посильное добро осталось за плечами?
Вот и Алёша, герой рассказа Валентины Осеевой «Хорошее», до поры до времени не обращал на них внимания. Однажды с самого утра мальчик начал напряжённо размышлять: что бы хорошее сделать для сестрёнки, няни и пёсика Трезора? В мечтах он спасает тонущую сестру, защищает няню от волков, вытаскивает Трезора из колодца. А в реальности на просьбы няни, сестры и тявканье собачки отвечает: «уйди, не мешай», совершенно не замечая разрыва между своими мечтами и действиями.
Рассказ Осеевой прост и рассчитан на детей. А вот и уровень посложнее. Английский писатель и богослов Клайв Льюис в 1942 году написал повесть «Письма Баламута», в которой опытный бес даёт молодому бесёнку советы по искушению людей. Одна из его инструкций звучит так: «Отвлекай подопечного от простых и прямых обязанностей, направляя к далёким и возвышенным. Усиливай неприязнь и слепоту к очевидному». Расчёт беса очевиден: человек способен всю жизнь провести в бесплодных мечтаниях и очнуться с пустыми руками и сердцем.
Вот и святитель Игнатий Брянчанинов, подвижник и духовный писатель девятнадцатого столетия, предостерегает нас от такого ослепления. Не стоит гнаться за великим, подчёркивал святитель. Драгоценен малый, терпеливый и постоянный подвиг, говорил он.
Маленький герой рассказа Осеевой сумел разглядеть самые простые и прямые свои обязанности — а всегда ли это удаётся нам?
Все выпуски программы: ПроЧтение











