
Татьяна Любомирская
В моей жизни несколько раз бывало так, что я могла умереть, но не умерла. С крыши под ноги падали гигантские сосульки. Из-за поворота на полном ходу выезжала машина и тормозила в каком-то сантиметре от меня. И каждый раз я думала: Господи, ведь какая-то секунда, и всё могло бы обернуться увечьем или смертью. Как же ты бережешь меня, Господи, спасибо!
А один случай я помню особенно хорошо, потому как успела серьезно испугаться, осмыслить ситуацию и подготовиться к концу. Произошло это в бассейне. Помню, мы долго плавали с подругой, а потом решили погреться в сауне. В том спортивном центре сауна находилась на цокольном этаже, куда прямо из бассейна можно было спуститься по металлической лесенке. И вот, я начинаю спускаться, поскальзываюсь в мокрых шлепанцах и, не удержавшись за перила, лечу головой вниз прямо на бетонный пол.
Удивительно, какими непостижимыми свойствами обладает время! В ту секунду, пока я летела вниз на каменные плиты, оно словно перестало существовать. Секунда показалась мне бесконечно долгой. Я успела осознать, что сейчас ударюсь головой и, возможно, умру. У меня перед глазами в один всеобъемлющий миг пронеслись события моей жизни. Но не просто события, а мои ошибки и заведомо плохие поступки. Люди, которых я обидела и не повинилась. Дела, за которые мне стыдно. Слова, сказанные в запале. Причем многое из этого я давным-давно забыла, а теперь вот за секунду длиною в жизнь вдруг вспомнила.
«Господи, — мысленно кричала я, — я ведь сейчас умру, и всё это останется со мной! Господи, я не готова, только не сейчас!»
Не помню, как это произошло, но уже почти у самого пола я ухитрилась уцепиться за перила, ободрала ладони в кровь, но повисла на руках и не ударилась. Другие посетители сауны, ставшие свидетелями моего полета, уже бежали ко мне, спрашивали, как я себя чувствую. А я не понимала смысла их слов. Во мне медленно просыпалось осознание того, что я жива. Я чувствую свое тело, я слышу горячее биение сердца, я вдыхаю и выдыхаю воздух. Какое же это счастье ‒ быть живой!
В тот вечер я засыпала с мыслью, что надо срочно идти на исповедь. Конец может подстерегать нас в любой момент, тело слишком хрупкое. Кажется, пережив подобный опыт, я должна была полностью изменить свою жизнь, но... Прошел день. Работы, заботы, развлечения вытеснили из головы случай в бассейне. Какие-то важные, как мне казалось, дела стали причиной отложить исповедь на недельку. А там и еще на одну...
Ну почему, почему мы ничему не учимся? Почему рутина повседневности вытесняет из головы мысли про Бога, про себя, про свою жизнь? Почему мы так уверены, что внезапный конец — это где-то там, в телевизионных новостях, но не в нашей жизни? Господь снова и снова уберегает нас, дает шанс обратиться к Нему, открывает для нас двери своих церквей, но... Благие мысли пребывают с нами час, день, неделю, а потом всё возвращается на круги своя. И когда я осознаю это, мне становится так страшно...
Сложно жить смертной памятью. Более крепким духом это удается, а мне пока нет. Разве что в такие критические минуты, которые Господь посылает для моего вразумления. Но, по крайней мере, каждый из нас может просить в своих молитвах уберечь его от неподготовленной смерти. И дай Бог, чтобы в последнюю секунду своего существования мы успели раскаяться в содеянном и воскликнуть вслед за разбойником на кресте: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 72 зач., III, 10-20.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Наше совесть — очень строгий судия. Она укоряет нас не только за явные проступки, но и за тайные помыслы. Нередко именно её голос порождает в нас чувство, что мы не соответствуем тому, что от нас ожидает Господь. «Кто ты такой, чтобы Бог слышал и слушал тебя? Кто ты такой, чтобы называть себя христианином?» Нередко этот голос такой сильный, что наша душа наполняется мучительной тревогой. Он глушит даже те обещания о милости и прощении, которые даёт Евангелие. Как же избавиться от этого тяжёлого состояния? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия?
18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.
Апостол Иоанн прямо говорит о том, что совесть, которую он в только что прозвучавшем отрывке называет «сердце», может нас осуждать. Она может стать для нас источником внутренних терзаний. И он не обесценивает эти тревоги. Он признаёт: да, ваша самооценка часто права. Вы действительно не соответствуете. И далее апостол пишет: «если сердце наше осуждает нас, кольми паче Бог». Может показаться, что этими словами он только подливает масла в огонь. Дескать, наша самокритика часто бывает справедливой, а Божье видение ещё более проницательнее нашего сердца. Поэтому пощады не ждите. Продолжайте себя укорять и поедать. Однако смысл слов Иоанна совсем иной. Для него Божий взгляд — это отнюдь не усиленная версия нашего самоедства и самобичевания. В словах апостола содержится надежда: «потому что Бог больше сердца нашего и знает всё», — пишет он. То есть Бог глубже и шире нашей совести. Он видит не только наши падения и несовершенства, но и саму нашу сотканную из противоречий природу. Его взору открыта и та новая жизнь, которая в нас заложена.
А потому Иоанн предлагает рецепт, как избавиться от гнетущих душу внутренних состояний. Его совет гениально прост: вместо того, чтобы копаться в своих несовершенствах, культивировать в себе чувство вины, вгоняя в себя в разрушительные тоску и уныние, необходимо посмотреть на конкретные дела любви, которое ты сегодня совершил. Именно призыву совершать подобные дела и посвящён прозвучавший отрывок. Поэтому, резюмируя, Иоанн пишет: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши». Апостол не призывает кичиться добрыми делами. По его мысли, подобные поступки становятся уликами, объективными свидетельствами действия в нас Истины, то есть Божественной благодати. Видя это свидетельство, мы понимаем, что новая жизнь уже присутствует в нас, как семя, и это знание глушит голос осуждения. Наше сердце находит покой перед Богом.
Практическое рекомендации апостола можно исполнить следующим образом. Вечером, после того как мы признались самому себе в своих промахах и ошибках, спросим: «Господи, покажи, где и как я сегодня проявлял любовь, терпимость и доброту к окружающим?» И обратим внимание не на свои чувства, а на факты, на свои реальные поступки. Вовремя подал чашку чая супругу, когда он устал; оплатил обед коллеге, у которого были финансовые трудности; терпеливо выслушал назойливого собеседника; сделал пожертвование, хотя совсем не хотелось расставаться с деньгами; помолился за человека, который меня раздражает или который меня обидел. Терпеливый ответ, молчаливая помощь, сдержанность — всё годится. Можно даже записать эти действия на бумаге. Но самое главное далее. Необходимо показать эти дела Богу и поблагодарить Его за то, что Он дал мне силы их совершить. Эти поступки — не мои достижения. Все они — доказательство того, что Господь действует в нас и через нас Своей благодатью. Такая простая ежедневная работа избавляет от синдрома самозванца почище, чем долгосрочная работа с психологами. Бог Сам начинает лечить нашу душу. Он даёт нам мир, который основан не наших фантазиях о себе, но на наших реальных поступках по Его заповедям. Дело остаётся за малым — начать эти поступки совершать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 64. Богослужебные чтения
Как Бог действует в жизни человека? С чем можно сравнить Его работу с нашей душой? Прекрасные образы находим в псалме 64-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 Поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 Укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 Напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 Венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 Источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Начинается прозвучавший псалом с признания человеческой немощи. «Дела беззаконий превозмогают меня», — говорит псалмопевец. Чтобы описать это состояние, он использует образ водной стихии и шторма. На символическом языке Библии море — это хаос, мятежные силы. Справиться с ними способен только Бог. Он Господь, «укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов». Очевидно, что речь не просто о внешней буре. Хаос природы — это и хаос человеческого сердца. Важно, что Бог не уничтожает море, Он укрощает его шум. Так же и работая с нашими сердечными мятежами, страхами, страстями, тревогами, Он не уничтожает их, Он их успокаивает. Они возвращаются в свои пределы и начинают жить в привычном спокойном ритме.
Во второй части псалма автор предлагает ещё один яркий образ. Он изображает Творца как работника на поле. Псалмопевец очень подробно описывает ту технологию, которую использует Господь, чтобы вырастить урожай. Бог посещает землю, утоляет её жажду, обогащает её потоком вод. Он приготовляет хлеб. Он напояет борозды, уравнивает глыбы, размягчает их каплями. Другими словами, Творец терпеливо работает с «почвой» нашей души. Увлажняет то, что окаменело, разрыхляет утоптанное, смягчает ожесточённое. Результатом этой работы становится преображение всего ландшафта: пустыни становятся пажитями, холмы препоясываются радостью, долины покрываются хлебом.
Цель духовной работы человека заключается не просто в том, чтобы получить прощение грехов. Это всего лишь этап, хотя и очень важный. Главный же результат — это урожай радости и мира, который должен созреть в нашем сердце. Но вряд ли мы его получим, если будем держать себя закрытыми для действия Божественной благодати, той живительной влаги, которая необходима для смягчения и увлажнения почвы нашей души. А потому мы призваны сотрудничать с Богом в Его постоянной работе. Для этого нам необходимо увидеть и признать, что нас изнутри раздирают силы хаоса, что мы страдаем от засухи. А после позволить Творцу успокоить нашу внутреннюю бурю и размягчить нашу внутреннюю чёрствость. Именно это мы делаем, когда начинаем жить согласно заповедям Его Евангелия и участвуем в таинствах Его Церкви. Если проявим терпение, не пройдёт много времени, и мы увидим, как там, где только недавно была выжженная пустыня, появляются первые зелёные росточки.
Поможем построить Храм-Часовню в честь Параскевы Пятницы
На самой высокой точке деревни Коломино в Московской области возводится храм-часовня во имя великомученицы Параскевы Пятницы в память всем ополченцам земли Русской. Это единственная церковь в России, построенная в честь героев ополчения.
По преданию на месте, где сейчас строится храм, стояла большая деревянная церковь со звонницей, которую во время Отечественной войны 1812 года, отступая, сожгла армия Наполеона.
В двадцатом веке здесь возвели школу, потом клуб, который сгорел в конце девяностых годов. В итоге образовался пустырь.
С 2019 года инициативная группа из местных жителей во главе с Ольгой Хлебодаровой решила построить на этом месте новую церковь. В ноябре 2023 года состоялся чин освящения закладного камня в основание часовни. Его совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Павел (Пономарёв). По словам владыки, возведение храма — историческое событие, которого ждали несколько десятилетий.
Рядом с будущей часовней уже формируется община прихода. Только на первый субботник собралось 52 человека. Благодаря победе в премии социально-значимых инициатив «Доброе дело» добровольцам удалось залить фундамент, закупить стройматериалы. Стены храма поднялись уже на четыре метра, а участок, приобрёл благоустроенный вид. Следующий этап — возведение крыши и установка куполов, а также колоколов на звонницу. Собрать средства на это самостоятельно трудно, поэтому инициативная группа открыла фонд восстановления храмов и поддержки духовно-культурного наследия «Пятница».
Помочь благому делу и вместе построить храм-часовню можно на странице фонда в сети Интернет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











