2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое значение имеет Библия для духовной жизни христианина? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращает наше внимание на значимость Священного Писания для духовной жизни человека. Уникальность Библии в том, что это богодухновенный текст. То есть текст, который имеет двойное авторство: Божественное и человеческое. А потому с его страниц к нам обращается не только древний автор, но и напрямую Сам Бог. И это не метафора. Апостол был знатоком Писания. Его изучению он посвятил всю свою жизнь. А потому он на личном опыте знал: если правильно читать священные свитки, то они открывают, чего именно от меня ожидает Господь в конкретной ситуации. Поэтому Павел и говорит, что чтение Писания «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». То есть Библия для апостола — это не просто собрание древних историй, не просто хранилище высоких богословских истин, не просто реликвия, которую нужно трепетно оберегать и поклоняться ей во время богослужения. При верном подходе всё написанное в ней превращается в практическое руководство к действию в настоящем.
Точно так относились к Писанию и все позднейшие поколения христиан. Люди, которые стремились вести духовную жизнь, сверялись в своей повседневной деятельности с Библией, как древние мореплаватели сверялись с компасом. Для этого появилось даже специальное выражение «молитвенное чтение». Цель такого чтения не просто познакомиться с тем, как происходили описываемые события. Так мы зачастую читаем научную, художественную литературу и новостные ленты. Цель молитвенного чтения иная. Не просто насытить себя информацией, но в первую очередь применить её в своей жизни.
Алгоритм такого чтения прост. После того, как мы прочитали выбранный отрывок Священного Писания, мы совершаем важную процедуру: помещаем себя на место персонажей священной истории и пытаемся ответить на вопрос: а как бы я поступил на их месте. Вглядываемся в себя и спрашиваем: а пошёл бы я за Христом, оставив все свои дела, как первозванные апостолы? А если меня ударят по одной щеке, я подставлю другую? А что бы я делал на месте учеников в Гефсиманском саду? И, наоборот, переносим действия Библии в современность. А если бы сейчас пришёл Христос, я бы оказался на месте Его друзей, врагов или продолжал бы жить как ни в чём не бывало? А что сейчас означает призыв Спасителя «раздай всё и следуй за Мной»? А что в современном мире означает рабство греху? Вопросы могут быть, какие угодно. Всё зависит от тех обстоятельств, в которых я нахожусь. Самое главное, что чтение Библии обязательно должно сопровождаться молитвой. Например, мы можем обращаться к Богу со словами: «Господи, открой мой ум, чтобы познать Твоё Писание, и чтобы я жил по заповедям Твоим». Или же просто: «Господи, открой мне Свою волю, научи меня, как я могу быть полезен и Тебе и Твоим детям». Есть такая практика: выбирать каждый день по одной строчке из Нагорной проповеди и молитвенно размышлять над ней на протяжении дня. А те мысли, которые приходят на ум, вечером записывать в тетрадь и делиться ими с близкими по духу людьми.
Если будем с регулярностью и настойчивостью практиковать такое чтение Писания, Бог не замедлит проявить Себя. В нужное время в нашем сердце будут появляться ответы. И тогда, посоветовавшись с духовно опытными людьми, я бесстрашно могу приступать к действию, воплощать Священное Писание в своей жизни, с помощью Божией наполнять её светом и теплом Божественной благодати.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Изобильный (обзор)
На западе Ставропольского края есть небольшой городок со звучным названием Изобильный. Его основанию послужило строительство новой ветки Владикавказской железной дороги в 1895 году. Полустанок в пятидесяти километрах от Ставрополя, окружённый плодородными землями, привлёк внимание торговцев. Они скупали в окрестных хуторах зерно и отправляли его в другие регионы России и за границу. Скромная станция стала удобным перевалочным пунктом. Рядом с ней росли дома — так образовался поселок Изобильный. В 1898 году здешние жители построили деревянный храм во имя святителя Николая. После революции 1917-го церковь снесли безбожники. Спустя пятьдесят восемь лет православная община возобновила соборную молитву. Верующие переоборудовали одноэтажный дом под храм и по традиции посвятили его Николаю Чудотворцу. А в 2008-ом в Изобильном открыл свои двери новый величественный собор Преображения Господня. Он находится в парке Победы — живописном уголке города.
Радио ВЕРА в ИзобИльном можно слушать на частоте 94,8 FM
Инструкция для весёлых семейных праздников
Многие родители задаются вопросом, как провести с детьми новогодние каникулы и подготовиться к празднику Рождества Христова? Как наполнить это время смыслом и радостью? Интересным опытом поделилась Дарья Юшкова, участница проекта «Клевер Лаборатория», педагог воскресной школы и мама пятерых детей:
«С самого начала Рождественского поста у нас появляется целый список дел. Это время сильно объединяет нас. Каждый вечер мы собираемся вместе с детьми и читаем рождественские рассказы. А ещё готовимся к праздничному утреннику, учим слова, подбираем костюмы, и в этом процессе участвуют все члены семьи. Я всегда напоминаю детям: „Как же ты пойдёшь колядовать и славить Христа, если не знаешь самую главную песнь праздника?“ — и старший сын с радостью поддерживает эту идею, помогая сёстрам выучить песнопение. 19 декабря, в день святого Николая Чудотворца, мы наряжаем ёлку, а в день святого Спиридона печём и украшаем имбирное печенье. В рождественский Сочельник помогаем в храме и готовим дома праздничный стол. А само Рождество встречаем на ночном богослужении. 7 января мы не только поздравляем друг друга, но и обязательно радуем знакомых и начинаем с одиноких бабушек. Таким образом, для нашей семьи Рождество Христово становится временем единства, любви и великой радости!»
Если вы тоже хотите наполнить праздничные дни теплом и радостью, вам поможет семейный онлайн-путеводитель, подготовленный командой проекта «Клевер Лаборатория». В нём собраны идеи, чем заняться вместе с детьми в праздники, подборки детских игр, фильмов, книг и многое другое, что сделает это время особенным. Вы можете поддержать выпуск онлайн-путеводителя, а также получить издание по электронной почте до 25 декабря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о судьбе участника Первой мировой войны, одного из самых спорных военачальников Гражданской войны атамана Бориса Анненкова: каким его видели современники и каким он остался в памяти потомков.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
- «Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин». Татьяна Агейчева
- «Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов