
Светлана Бакулина
Помню, я девчонкой, как-то утром захожу на кухню к прабабушке. Она что-то читает вслух. На подоконнике стоит какая-то икона, там непонятными буквами что-то написано. Я говорю: «Бабушка, а почему как-то не по-русски написано?»
— Это, дочка, церковно-славянский. На нём читаются Богослужебные тексты, это старинный красивый язык. Хочешь я и тебя научу читать?
— Бабушка! Ну, зачем мне твой древний язык? — засмеялась я. На нём же никто не говорит. Он мне никогда не пригодится.
Папа тогда тоже стал воцерковляться. Стал ездить в паломничества. И меня с собой брать. Помню, в Дивеево, я буквально убегала, чтобы не окунаться в холодные источники. И со службы однажды просто выскочила на улицу! Папа и бабушка вышли за мной. А я говорю:
— Не хочу больше! Сколько можно! Помню, как они взволнованно переговаривались. Папа сказал: «Наверное, слишком рано для нее...»
Через какое-то время, отец подарил мне книги и попросил: «Пообещай мне, что ты прочитаешь их до 13 лет!» Я покивала головой и сказала: «Да, Пап, обязательно». Естественно о книгах я забыла в этот же день, убрала их подальше на полку с прочей детской литературой.
В моей семье был еще один верующий человек — бабушка, Галя. Она регулярно подсовывала мне то рецепты, которые вырезала из журнала ЗОЖ, то тексты молитв из православного календаря. Особенно запомнилась молитва «перед началом всякого учения», текст которой она вручила мне накануне экзаменов. Все сдала на отлично. Но бабушке так и не призналась, что молитву ту я перед экзаменами читала.
Я продолжала делать вид, что всё это мне неинтересно. Мне, наверное, было неловко признать, что я верую. Это было не модно... что ли...
Прошли годы. Не стало отца. За ним ушла прабабушка, бабушка Галя. Я скучала по ним. И тут, друзья позвали за компанию съездить в Дивеево. Дивеево! Где мы бывали с папой! Я поехала.
Остановились мы в скиту. Молились, разговаривали. Обсуждали Евангелие. Я не знала его... Чувствовала себя белой вороной. Но старалась не выпадать из коллектива. В распорядке дня было указано, что перед сном здесь читают вечернее правило. Я из любопытства пошла посмотреть, что там за правило такое. Одна из сестер предложила по очереди передавать всем книгу. С чтением у меня никогда проблем не было, с голосом вроде тоже.
Но когда книга оказалась у меня в руках, случилось что-то фантастически неожиданное и необъяснимое. Увидев церковно-славянский язык, написанный русскими буквами, я начала дрожать, заикаться, а потом и вовсе на мгновение потеряла дар речи и замолчала...
Не то что славянский язык, я не могла сказать ни слова на русском...
В этот момент мне отчётливо вспомнился кроткий взгляд моей бабушки, её голос и тот день, когда она хотела научить меня читать, а я над ней просто посмеялась.
Вернувшись из Дивеево, я помчалась в дом своего детства. Нашла на полках книги, которые подарил отец! Я не прочитала их до 13 лет. Я вообще первый раз взяла их в руки.
И я просто зарыдала... Это было Евангелие в пересказе для детей, книга для подготовки к исповеди и житие преподобной Фотинии — моей святой...
Я плакала от того что, так и не выполнила своего обещания, а еще от того, что сейчас мне так нужно выучить церковнославянский, понять церковную жизнь, изучить Евангелие. И все эти знания были рядом долгие годы. Любимые люди протягивали мне все, что нужно душе. Но я поняла это поздно. Когда родных, которые расскажут о Боге, уже нет рядом.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 110 зач., XII, 6-14.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Божественная Литургия, как многие знают, совершается в храме — ради которой храм-то и существует. Но задумываемся ли мы над тем, может ли литургией — именно как «общим делом» — стать обычная будничная жизнь? Об этом — отрывок из 12-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который и читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Завершив очень подробное изложение основополагающих христианских истин в предыдущих главах своего послания к Римлянам, апостол Павел переходит к реальной, практической стороне жизни христианской общины: буквально к «литургии быта». Перед нами — своего рода изложение основ христианского уклада жизни, который впоследствии станет фундаментом формирования в том числе и уставов монастырей.
В этом очень кратком, но предельно насыщенном смыслами «микро-уставе» есть несколько моментов, на которые хочется обратить внимание.
Первое — многообразность форм деятельности. Апостол не пытается всех «причесать под одну гребёнку»: община — это не армия, где главное — дисциплина и доминирующий принцип — «не высовываться». Раскрывать свой дар — «харизму» — можно и нужно «изнутри», сообразно самому дару — а не «функциональной потребности» общины. Но каждый дар должен быть реализуем предельно тщательно и хорошо: относиться к своему служению поверхностно, нерадиво — преступно.
Второе — на главное место апостол выводит ценность межличностных отношений членов общины друг с другом: чего стоит только одно завещание «быть братолюбивым друг к другу с нежностью», а также «предупреждать друг друга в почтительности»!
Третье — и, наверное, это самое сложное в реализации — община предстаёт сплочённым монолитом не потому, что все только и заботятся, чтобы угодить друг другу, а потому, что они устремлены к одному и тому же центру — Христу Воскресшему, и именно горение веры сердец обеспечивает ту самую внутреннюю теплоту, которая даёт силы и вдохновение жить по-христиански. Как хорошо об этом сказал святитель Феофан Затворник в своей книге «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»: «Ревность... горящая, постоянная и неутомимая бывает только по облагодатствовании духа нашего... Он... всё направит к одному: богоугождению и спасению».
Вот это и есть — «литургия быта», к которой нас сегодня зовёт апостол Павел: научиться то самое состояние благоговейного предстояния перед Богом, с которым мы выходим из храма, переносить дальше, в самую гущу мирского быта — потому что и он ждёт своего освящения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Философия добровольчества»

Гость программы — Илья Ермолкин, аспирант Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (кафедра истории русской философии), один из авторов Радио ВЕРА, руководитель добровольческого отряда.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поддержим Ратмира, который борется с опухолью головного мозга

14-летний Ратмир родом из солнечного Баку. С детства парень хочет стать полицейским. Когда-то его впечатлила парадная форма и выправка служителей правопорядка. Потом он стал интересоваться особенностями этой профессии, и тоже решил её освоить. Чтобы однажды поступить в университет, парень усердно учится. Как отмечает папа Ратмира, он любознательный и ответственный: пока не докопается до сути вопроса — не остановится.
Только сейчас стремиться к заветной цели, да и просто жить, молодому человеку мешает тяжёлая болезнь — опухоль головного мозга. Лечение на родине не помогло. И тогда Ратмир с папой отправились в Москву, на консультацию к известному специалисту. Подростка согласились принять в одной из столичных больниц. А фонд «Время детства», который занимается поддержкой юных онкопациентов, помог семье справиться с серьёзными расходами на лечение. Ратмир уже прошёл несколько курсов химиотерапии. Пока он всё ещё находится в стационаре в Москве и очень скучает по дому, по играм в футбол с друзьями и особенно — по своей собаке.
Сейчас наступил особенно важный этап. Врачам необходимо провести контрольные исследования, чтобы понять, насколько хорошо организм Ратмира отзывается на лечение. Оплатить дорогостоящие процедуры полностью родители не могут. Однако их не оставили в беде. На помощь семье вновь пришёл благотворительный фонд «Время детства» и открыл для Ратмира сбор.
Поддержать подростка можете и вы, для этого переходите на сайт фонда «Время детства». Подарим Ратмиру возможность однажды вернуться к здоровой жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов