Ставропольские пожарные уже несколько месяцев сидели без дела. Лето тысяча восемьсот шестого года выдалось для огнеборцев на редкость спокойным. «И слава Богу!» — говорили они друг другу. Ведь, сказать по чести, прок от них на пожарах выходил не такой уж и большой: имея в распоряжении лишь телегу, две бочки и четыре ведра, многого не сделаешь...
В один из этих спокойных летних деньков, когда пожарная команда в полном составе мирно пила чай с бубликами, к каланче подъехала большая подвода, крытая парусиной. Рядом с возницей сидел хорошо одетый представительный мужчина средних лет. Он спрыгнул с козел и громко постучал в ворота.
Пожарные взволнованно переглянулись.
— Неужто где загорелось? — озабоченно промолвил начальник команды —брандмейстер.
Однако гость был спокоен и приветлив.
— Купец первой гильдии Никита Михайлович Плотников, — представился он брандмейстеру и пригласил подойти к подводе. Остальные пожарные тоже высыпали за ворота и с любопытством наблюдали.
Никита Михайлович тем временем отдёрнул парусину, и у пожарных одновременно вырвался вздох восхищения: на подводе стоял новенький, сияющий алой лаковой краской водяной насос!
— Это вам, — с поклоном произнёс купец Плотников, — чтобы было проще хранить наш город от огня.
Насос спустили с подводы, Никита Михайлович тепло попрощался и уехал, а пожарные ещё долго рассматривали диковинное чудо техники, радуясь, словно дети.
Этот насос для городской пожарной части Никита Михайлович Плотников, один из богатейших людей города, лично купил на выставке в Харькове и за свой счёт доставил в Ставрополь. Для любимого города купец был готов сделать решительно всё, что в его силах. Когда в тысяча восемьсот десятом году в Ставрополь пришла чума, он жертвовал деньги на покупку медикаментов и устройство временных лазаретов. А как только эпидемия миновала, решил установить на Крепостной горе Ставрополя поклонный крест.
Крест этот — древний, белокаменный — был найден в земле ещё при закладке ставропольской крепости в тысяча семьсот семьдесят седьмом году. Говорили, что обнаружил его тогда сам полководец Суворов. Долгое время крест хранился у Никиты Михайловича как реликвия, и вот теперь, после избавления города от чумы, Плотников решил воздвигнуть его в знак благодарности Богу. Расходы по установке Креста и организации городских торжеств по этому случаю, Никита Михайлович тоже взял на себя.
Солнечным воскресным утром едва ли не все горожане собрались на Крепостной горе. Здесь, в походной церкви драгунского полка, состоялся благодарственный молебен, после которого Крест водрузили на пьедестал и освятили. Вечером было устроено угощение для народа, иллюминация, и гуляния с музыкой. Но главное — собравшись вместе, горожане решили рядом с установленным Крестом построить храм. Поначалу речь шла о небольшой церкви, но со временем проект разросся до масштабов собора. Было решено строить храм во имя иконы Казанской Божьей Матери с приделами святых Николая Чудотворца и Александра Невского. Никита Плотников пообещал оказать возведению святыни всяческую поддержку и обещание своё выполнил. Он помог со сложной процедурой утверждения плана постройки и выделил на строительство немалую сумму — две с половиной тысячи рублей серебром.
Щедрые пожертвования делал Никита Михайлович Плотников и на строительство ставропольского Троицкого кафедрального собора. А кроме того, построил большой каменный дом для Кавказской губернской мужской гимназии и выделил значительные средства на устройство в городе уездного училища. Когда Ставрополь испытывал трудности с размещением городского архива, Плотников, не задумываясь, безвозмездно предоставил для этих целей принадлежавший ему двухэтажный дом.
В ноябре тысяча восемьсот сорокового года в Ставрополе появился водопровод. Горожане воспринимали это как чудо, которого, однако, могло и не произойти, если бы не участие Никиты Михайловича. Город не имел возможности предоставить землю для строительства водонапорной башни, и тогда Плотников отдал под это важное дело один из своих собственных участков.
Неудивительно, что этого щедрого, всей душой радеющего за благо родного города человека ставропольцы несколько раз избирали городским головой. И сегодня, спустя два с лишним столетия, с благодарностью вспоминают его имя.
Все выпуски программы Имена милосердия
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











