
Фото: Piqsels
Вербным воскресением в русской церковной традиции принято называть воскресный день, предшествующий Пасхе. На самом деле, «вербное воскресенье» — народное название. Официально праздник именуется Входом Господним в Иерусалим. В этот день Православная Церковь вспоминает торжественное вхождение Иисуса Христа в Святой град Иерусалим. Как повествует Евангелие, все население израильской столицы радостно встречало Спасителя, держа в руках цветы и пальмовые ветви. В Православных Церквах греческой традиции праздник «Вход Господень в Иерусалим» принято называть пальмовым воскресеньем — в память о том, что именно пальмовыми ветвями приветствовали Христа жители Иерусалима. В русской традиции прижилось иное название, возникшее потому, что пальмы в нашей местности просто не растут. Вход Господень в Иерусалим в нашей Церкви стали называть вербным воскресением, так именно верба первой из растений расцветает весной в условиях нашего климата.
У православных румын сложилась своя самобытная традиция именования праздника Входа Господня в Иерусалим и его празднования. Начнем с названия. В Румынской Церкви принято именовать Вход Господень в Иерусалим не пальмовым и не вербным воскресением, а воскресением цветочным. На самом деле это наиболее точное название для данного праздника, полностью соответствующее богослужебным книгам. Там Вход Господень так и именуется — воскресеньем цветоносным. В Румынии до принятия христианства главным праздником весны считался день поклонения языческой богине Флоре, покровительнице растений и цветов. С приходом Православия древний праздник был забыт, а его название — «флории» или «флорииле», то есть «цветочный» — было присвоено христианскому торжеству в честь Входа Господня в Иерусалим.
Утром Цветочного воскресения большинство румын отправляются на богослужение и берут с собой в храм венки из цветов и веточек базилика. С цветами понятно — они являются символом праздника. С базиликом все тоже не сложно. Название «базилик» с греческого переводится как царский. В древности базилик считался растением императоров, а в румынской традиции стал символом Христа. Принесенными венками из цветов и базилика румынские прихожане украшают свои храмы. На праздничном богослужении в день Входа Господня в Иерусалим в Румынии также, как и у нас, принято освящать растения. У нас освящаются вербы. В румынской традиции святой водой принято кропить ивовые ветви, которые прихожанам обычно раздают прямо в храме. Вот почему православные румыны обязательно возвращаются с богослужения Цветочного воскресенья с небольшим ивовым букетиком. Ивами они украшают домашние иконы.
Есть еще одна румынская традиция, связанная с Цветочным воскресением. Вечером в день праздника многие румыны отправляются на кладбище, где приводят в порядок могилы своих умерших родственников. Православные румыны полагают, что к празднику Пасхи нужно проводить уборку не только в домах живых, но и в домах умерших. Чтобы не стыдно было встречать всем родом воскресшего Христа.
Все выпуски программы Вселенная православия
21 декабря. О монастыре основанном преподобным Кириллом Челмогорским
Сегодня 21 декабря. День памяти преподобного Кирилла Челмогорского, жившего в четырнадцатом веке.
Об основанном им монастыре — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 декабря. О Боге как Творце и Вседержителе
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Боге: «Всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».
О Боге как Творце и Вседержителе — протоиерей Максим Первозванский.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 декабря. О пророчествах о Христе в Ветхом завете
В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вот то, о чём Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».
О пророчествах о Христе в Ветхом завете — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема











