
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Тим., 286 зач., V, 11-21.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Несмотря на утверждение одного нашего известного фильма, что трудно управлять лишь коллективом из трёх человек, тогда как дальнейшее увеличение численности сотрудников особых трудностей не добавляет, практика всё же выглядит несколько иначе: различные по численности коллективы требуют разных методов управления. Это последнее утверждение справедливо не только для коммерческих организаций, но и для церковных общин, история Древней Церкви показывает, что если первая апостольская община жила без какого-либо человеческого управления, то увеличение численности христиан привело к необходимости организовывать церковные структуры и разрабатывать правила их функционирования. Именно об этом — о правилах жизни Церкви — мы можем услышать в том отрывке из 5-й главы Первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Этот отрывок начинается с апостольских указаний относительно устройства одного из видов церковного социального служения: попечения о вдовах. Из данных апостолом Павлом указаний видно, что сам по себе статус вдовы вовсе не означает, что Церковь должна брать на себя заботу о таких людях, более того, опыт, которым делится апостол, показывает, что далеко не всем вдовам полезна церковная о них забота, некоторые из вдов и вовсе не ценят такую заботу, а потому впадают в те состояния, которые прямо противны христианскому духу: роскошь, праздность, болтливость и любопытство.
Далее Павел перешёл к указаниям относительно пресвитеров, то есть священников. Любой воцерковлённый человек знает, что священникам подобает оказывать честь, но у апостола есть важная оговорка, которую не стоит пропускать мимо ушей, Павел написал об оказании чести лишь «достойно начальствующим пресвитерам», то есть тем, кто действительно нелицемерно служит Богу и людям. Это апостольское выражение, конечно, в первую очередь должно нас — священнослужителей — приводить в состояние духовной бодрости и к понимаю того, что сам по себе священный сан не может быть поводом для требования каких-то особенных преференций внутри церковной общины.
Обращают на себя внимание и дальнейшие слова апостола: они про финансовое обеспечение священнослужителей и про жалобы на священников. С первым всё понятно — священник должен иметь обеспечение от Церкви, а вот второе, как показывает практика, бывает ясно далеко не всем, и потому нуждается в некотором пояснении.
Божией милостью, благословением Святейшего Патриарха и Священного Синода мне доверено управление Переславской епархией Русской Православной Церкви, а это означает, что я, как и все мои собратья, вынужден эпизодически сталкиваться с жалобами на священников. Жалобы поступают во всех возможных форматах: кто-то пишет, кто-то сообщает о своём неудовольствии устно. Если фиксировать поступающие жалобы, то легко заметить, что с течением времени не останется ни одного священника, на которого не поступила бы та или иная жалоба. Кому-то не понравился внешний вид священника, кого-то задели его слова, кто-то недоволен тем, как священник управляет приходом, кому-то не хватило внимания со стороны священника, а кто-то и вовсе парадоксальным образом возмущён тем, что священник тщательно исполняет указания священноначалия и следует Уставу и традиции Церкви. Причин для жалоб — масса. Однако мы не спешим реагировать на эти жалобы, и дело не в том, что у нас закрытая корпорация, в которой свои покрывают своих. Нет, дело в другом: за редчайшими исключениями, которых в моей практике пока что не было, жалуется кто-то один, а одиночные жалобы на священников апостол Павел сказал не брать в рассмотрение, такие жалобы не имеют никакой силы, и единственное, на что они могут достоверно указывать, так это на личную неприязнь жалобщика к священнику. Одиночные жалобы заведомо субъективны, внимание к ним — это напрасная трата времени, нервов и сил.
Впрочем, слова апостола — это не только практические указания для архиереев, это ещё и напоминание христианам о том, что не всякое субъективное мнение о другом человеке стоит делать достоянием общественности. Всем нам свойственно ошибаться, и стоит тщательно подумать перед тем, как обнародовать свои мысли, потому как они могут содержать ошибочные суждения, ну а самый лучший путь выявления ошибки состоит в общении с другими людьми, и, конечно же, в молитве ко Христу с просьбой о том, чтобы Он Своей божественной властью оградил нас от ошибок и от греха клевет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер