
Анна Павлова была не только явлением в мировом искусстве. Не только великой балериной, удел которой - работа на износ. У неё действительно не было времени на личную жизнь. Но хватало его на общественную. Особенно, когда Анна увидела, что сделала Первая мировая война с детьми.
Одним из самых известных номеров Павловой был «Умирающий лебедь». Длительность танца всего 130 секунд, но после первого же показа, «Лебедя» назвали символом русского балета. И мало кто знал, что этот символ задумывался, как помощь бедным. Павлова готовила танец для благотворительного концерта.
Серьёзной благотворительностью Анна занялась во время Первой мировой войны. Куда бы ни приезжала балерина, она везде устраивала спектакли в пользу Красного Креста. После войны Павлова вернулась в Европу из Америки. Разрушенные города и дети, оставшиеся сиротами, привели Анну в ужас. Эмоции скоро прошли, и созрело решение: создать детский приют. Используя свои связи во Франции, Павлова организовала в Париже ряд благотворительных концертов. Но денег для открытия приюта не хватало. Их балерина решила попросить у американских миллионеров. Она отправила семь тысяч писем заокеанским богачам. На просьбу о помощи откликнулось всего несколько человек. А вот те, на кого Анна совершенно не рассчитывала, прислали ей чек на миллион долларов. Это были деньги от простых американских женщин.
Приют Павловой во Франции был спасён. Анна нашла дом и поселила в нём 15 русских девочек. Сама живущая за границей и редко бывающая в России, Павлова постаралась, чтобы дети не забывали о своей родине. Балерина создала в доме уютную русскую атмосферу. Анна приглашала педагогов, давала девочкам хорошее образование, а по выходе из приюта находила им работу. И это было не единственное благотворительное заведение Павловой. Там же в Париже она содержала и собственную балетную школу, где бесплатно учила детей.
Решив никогда не возвращаться в Россию после революции, Анна с мужем поселилась в Англии. В пригороде Лондона супруги купили поместье. Здесь на огромном лугу цвели тюльпаны. В пруду плавали лебеди. А любовались ими дети из приюта, который Анна устроила в своём доме. В Англии было несколько домов для сирот, открытых Павловой. Но те ребята, что жили в её поместье ещё и учились танцевать. Павлова искренне любила детей, занималась с ними и была озабочена их будущим. А сами воспитанники потом вспоминали Анну Павловну, как самого чуткого человека.
Добрая к своим питомцам, Анна строго относилась к служащим приютов. При своём напряжённом гастрольном графике она выкраивала часы для проверок. Приезжала в приюты всегда неожиданно, и контролировала, как кормят и одевают детей, как их учат и лечат.
Тоскуя по России, Анна издалека следила за тем, что там происходит и огорчалась до слёз. Но что могла сделать эта хрупкая женщина? Она давала концерты в Метрополитен-Опера, а гонорары переводила голодающим Поволжья. Давала благотворительные концерты, а деньги от сборов шли в Россию. Особая боль Павловой – артисты Мариинского театра. Анна высылала продуктовые посылки всей труппе. Такие же посылки поддерживали учеников хореографического училища – альма-матер самой Анны. В 1929 году эта ниточка помощи прервалась. Власти стали притеснять тех, кто получал «подачки от белоэмигрантки», как называли в Стране Советов Павлову.
Уже умирая, не дожив нескольких дней до своего пятидесятилетия, Анна сказала своей горничной, указывая на новое парижское платье, надеть которое она так и не успела: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Такими были последние слова балерины. Даже перед смертью она думала о детях-сиротах, которых взяла под свою опеку.
Поэт Эрик Виллис написал о Павловой такие строки:
Минуточку постой, бегущий неустанно,
Чтоб поклониться той, что называлась Анной.
Эти слова можно сказать и о Павловой-балерине и о Павловой-добротворительнице.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема