
Еф., 224 зач., IV, 1-6.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди нередко считают, что уговаривать другого ниже их достоинства. Все мы взрослые и свободные, и сами разберёмся, чего хотеть и что делать. И всё же ни для кого не секрет, что бывают ситуации, в которых мы не стесняемся убеждать и упрашивать, но делаем это искренне, не жалея времени и сил. Почему же это происходит? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Задумавшись над тем, в каких ситуациях мы не стесняемся уговаривать других, не считаем это унижением и не связываем с потерей собственного достоинства, мы поймём, что для большинства из нас речь может идти о спасении другого и его благополучии. Мы можем посчитать чем-то недостойным себя уговаривать другого провести с нами время, сходить в кино, куда-нибудь поехать... Не хочет и не надо, зачем навязываться! Но когда речь идёт о здоровье и безопасности, когда вопросы, которые мы обсуждаем, — это вопросы жизни и смерти, мы не жалеем ничего, никаких слов для того, чтобы уговорить ближнего проверить здоровье или лечиться, потому что мы понимаем, что вопрос этот слишком серьёзный, чтобы пустить всё на самотёк.
Чтение, которое мы сегодня услышали, начинается с того, что апостол Павел уговаривает Ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны. О чём это может говорить? О том, что для него это крайне важно. Он понимает, что иначе они погибнут. И так же, как мы бросились бы упрашивать обратиться к врачу того, кто явно находится в опасности, Павел обращается к своим ученикам.
Назвать себя христианином может каждый. Согласен со Христом, считаешь Его учение интересным, почему бы не считать себя Его последователем? Так могли думать и некоторые члены Ефесской общины. Но субъективные ощущения одно, а реальность — другое, почему Павел и просит их поступать достойно, то есть на деле соответствовать тому имени, которым они решили называться. Именно христианские поступки, а не просто слова делают человека живой и полноценной частью Тела Христова.
Конечно, как ученикам, читателям или слушателям послания следовало бы знать, чему именно они должны соответствовать. Но апостол всё же не оставляет своей просьбы без уточнения. Он утверждает, что поступать соответственно имени христианин — это поступать со всяким смиренномудрием, кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу с любовью.... Удивительная просьба, в которой всё направлено против самости, переполняющей человека. Людям часто хочется самим быть в центре внимания, хочется всем и всеми управлять, а тут смиренномудрие как рассудительное осознание своего места перед Богом и людьми, кротость как способность не выходить за рамки своей меры... Да ещё и долготерпение, при том, что у нас в принципе проблемы с тем, чтобы терпеть ближнего, а уж долго и подавно. Далее по тексту в синодальном переводе стоит слово «снисходить», но его можно перевести так же и как «переносить». То есть, говоря о долготерпении, апостол предписывает переносить друг друга с любовью. Ближний для нас — тяжёлая ноша, и без любви человек не может её нести. Понимая всю трудность предписанного, апостол не говорит «сохраняя», но «стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Он ждёт от учеников не столько совершенства, сколько старания, стремления к нему.
Звучит всё это, может быть, очень возвышенно, но возникает вопрос, чего ради все эти усилия предпринимать? Ладно бы ещё сам апостол был бы очень успешным, можно было бы задуматься. Но Павел пишет из тюрьмы, в которую попал из-за того, что оказался верен Христу, и это совершенно не похоже на успех. Или похоже? Смотря, что считать успехом. Ведь верность Спасителю открывает перед апостолом совершенно неземные перспективы. Ему трудно здесь, но эта трудность с лихвой перекрывается надеждой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 апреля. О почитании Преподобного Симеона (Поповича)

Сегодня 1 апреля. День памяти Преподобного Симеона (Поповича), жившего в ХХ веке в Черногории.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Когда заходишь в пещерные монастыри, то погружаешься в далекую древность. Когда ты проходишь вглубь пещер, подходишь к мощам подвижника, то ты думаешь, что погрузился на тысячи лет, словно ты идешь в Киево-Печерской лавре, в пещерах Каппадокии. Но когда ты оказываешься в Черногории и заходишь в монастырь Дайбабе, тебе кажется, что ты тоже попал в такую глубокую древность, хотя он совсем недавний. Ведь преподобный Симеон, чью память мы сегодня совершаем, жил буквально на поколение старше нас, дожил до начала Великой Отечественной войны. Преподобный Симеон, который так тесно связан с русской церковью, который учился в России, который традиции подвижничества, того самого, которое он видел в Киево-Печерской лавре, той самой тысячелетней традиции преподобного Антония Печерского и Феодосия ученика его, он перенес на Черногорскую землю, которая восстанавливалась после гнета турецкого завоевания. Да, Черногория сохраняла независимость, но это была дикая независимость в лесах, в горах, где дикие кланы вырезавшие порой не турок, а друг друга. И после того, как Черногория смогла вернуть свои исторические земли, и древние монастырские пещеры вернулись в лоно православной церкви, то там древность соединилась с современностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. Об обличениях

В 15-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Ненавидящий обличение погибнет».
Об обличениях — священник Родион Петриков.
Эти слова звучат как предупреждения из древнего мира, который, однако, идеально вписывается в наш век бесконечных советов, критики и так называемых экспертных мнений. Однако, давайте честно: не всякое обличение полезно. Одни слова могут стать толчком к росту, а другие только ранить и унизить. Сегодня, когда каждый может высказать свое мнение в комментариях, в социальных сетях или личных сообщениях, очень важно научиться фильтровать. Конструктивное обличение — это как зеркало, которое показывает где ты споткнулся и при этом дает понять, что ты можешь стать лучше. Оно мотивирует, даже если сначала больно. А вот деструктивное обличение — это зеркало, которое бьет тебя осколками в лицо. Оно не помогает, а только разрушает. Так как же относиться к обличениям? Во-первых, не бояться их. Во-вторых, задавать себе вопрос: кто говорит это и зачем? И если человек искренне хочет вам помочь, его слова, да пусть даже резкие, стоит принять к сведению. Если же это просто попытка самоутвердиться за ваш счет, можно это смело пропускать мимо. И нужно помнить, что мудрость не в том, чтобы избегать критики обличений, а в том, чтобы научиться извлекать из них пользу. Правда, сказанная с любовью — это лекарство, а правда, сказанная со злостью — это яд. Будем мудры в выборе, что принимать, а что оставлять за дверью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. О личности и творчестве Иллариона Прянишникова

Сегодня 1 апреля. В этот день в 1840 году родился русский художник-жанрист, автор масштабного полотна «Спасов день на Севере» Илларион Прянишников.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Илларион Михайлович более 20 лет преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества. Был учредителем товарищества передвижных знаменитых художественных выставок, оставаясь бессменным членом его правления. Русский север стал его вечной любовью. Действительно, многие передвижники путешествовали в северные губернии, где и находили обильный материал для своих жанровых картин. Константин Коровин, знаменитый наш импрессионист, вспоминал Прянишникова. Главная черта его была ясность ума, трезвость понимания. Все сентиментальное, сладкое было ему просто противно невмоготу. Он не любил уменьшительных суффиксов: красочки, этюдики, уголек. Тотчас поправлял. Его эстетики, говорил Коровин, мешало все расслабленное. Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы. Замечательная характеристика, которая свидетельствует о том, что всякий творческой человек, особенно художник, должен найти самого себя в творчестве, обрести свой собственный стиль, далекий от подражания, приспособленчества, копирования, хотя начинается труд художника всегда с подражания. Но обрести себя — значит оставить свое слово в живописи. Именно это свойство мы обретаем в картинах Иллариона Прянишникова. От его картин веет удивительным теплом, любовью к Отечеству, к русскому народу. Многоцветная палитра и тщательно выписанные персонажи.
Все выпуски программы Актуальная тема