
Весной 1883 года в Московской городской думе обсуждали животрепещущую тему — строительство нового водопровода. Старый был построен больше шестидесяти лет назад; порядком поизносился и уже не соответствовал нуждам Первопрестольной. К тому же требовал значительного расширения. Гласные — так раньше назывались депутаты — пришли к решению: силами города такую грандиозную затею не осуществить. А значит, нужно привлекать частные фирмы. Лучше всего — иностранные. Мол, инженеры у них опытнее. И только один человек был твёрдо убеждён, что Москва сама, без зарубежных специалистов, сможет построить надёжный современный водопровод. Этим человеком был русский инженер-гидротехник Николай Петрович Зимин.
Про Зимина с уверенностью можно сказать: он посвятил свою жизнь водопроводу. И действительно сделал всё, чтобы это замечательное изобретение человечества как можно лучше служило людям. В 1873 году Николай Петрович с золотой медалью окончил московское Императорское техническое училище. И вскоре устроился работать на Московский водопровод. Должность младшего техника, на которую его определили, не была ни престижной, ни денежной. Зато позволяла вникнуть во многие тонкости сложной системы городского водоснабжения. Чертежами водопровода Николай любовался, словно произведением высокого искусства. И мечтал, что когда-нибудь привнесёт в него свои штрихи. Мечта исполнилась довольно скоро. Образованный и трудолюбивый молодой специалист быстро продвигался по служебной лестнице. И стал начальником Московского водопровода. Добрый, мягкий в общении, при этом по-справедливому требовательный и преданный своему делу — так отзывались о нём подчинённые. Жалованье начальника позволяло Николаю Петровичу поселиться в самых богатых домах центра Москвы. Однако Зимин выбрал в качестве апартаментов... небольшую подсобку на Алексеевской насосной станции. Почти все свои деньги он жертвовал на благотворительные цели — поддерживал храмы, больницы, учебные заведения. Люди, их нужды и благополучие — вот что, прежде всего, было важно для Николая Петровича.
Именно поэтому, когда Московская городская дума в 1883 году приняла решение о модернизации городского водопровода, Зимин сразу же представил свой инженерный проект, над которым работал уже не один год. Его чертежи воплощали действительно удобный, современный и мощный водопровод. Инженер предлагал устроить водозаборную станцию на Москве-реке — так воды гарантированно хватит для стабильного снабжения всего города. А главное, Николай Петрович придумал, как рационально применять водопроводную систему для пожаротушения. В те годы воду к месту возгорания подвозили в бочках. Уходило драгоценное время. «Проект снабжения Москвы водой и охраны её от пожаров» Зимина предусматривал расположение на определённых участках водопровода стационарных кранов. К ним можно было быстро присоединить пожарный рукав. И безо всяких усилий получать 50 вёдер воды в минуту с напором струи в 25 метров. Так Николай Петрович Зимин изобрёл первый в мире пожарный гидрант — устройство, позволяющее брать воду для тушения пожара напрямую из водопроводной системы.
Проект нового водопровода под личным руководством инженера был воплощён в 1895 году. В последующие годы, взяв на вооружение московский опыт, Зимин построил водопроводную систему с пожарными гидрантами в Самаре, Царицыне, Рыбинске и Нижнем Новгороде. Он посвятил этой деятельности более двадцати пяти лет своей жизни. Теперь уже зарубежные специалисты приезжали в Россию, чтобы перенять опыт у Зимина. Кстати, пожарный гидрант, изобретённый Николаем Петровичем, более чем за сто лет ничуть не изменился. Современные — практически точная копия своих предков из 19 века. В России они называются ПГ-5. А за рубежом — гидранты «московского» типа. Используют их сегодня во всём мире.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема