
Весной 1883 года в Московской городской думе обсуждали животрепещущую тему — строительство нового водопровода. Старый был построен больше шестидесяти лет назад; порядком поизносился и уже не соответствовал нуждам Первопрестольной. К тому же требовал значительного расширения. Гласные — так раньше назывались депутаты — пришли к решению: силами города такую грандиозную затею не осуществить. А значит, нужно привлекать частные фирмы. Лучше всего — иностранные. Мол, инженеры у них опытнее. И только один человек был твёрдо убеждён, что Москва сама, без зарубежных специалистов, сможет построить надёжный современный водопровод. Этим человеком был русский инженер-гидротехник Николай Петрович Зимин.
Про Зимина с уверенностью можно сказать: он посвятил свою жизнь водопроводу. И действительно сделал всё, чтобы это замечательное изобретение человечества как можно лучше служило людям. В 1873 году Николай Петрович с золотой медалью окончил московское Императорское техническое училище. И вскоре устроился работать на Московский водопровод. Должность младшего техника, на которую его определили, не была ни престижной, ни денежной. Зато позволяла вникнуть во многие тонкости сложной системы городского водоснабжения. Чертежами водопровода Николай любовался, словно произведением высокого искусства. И мечтал, что когда-нибудь привнесёт в него свои штрихи. Мечта исполнилась довольно скоро. Образованный и трудолюбивый молодой специалист быстро продвигался по служебной лестнице. И стал начальником Московского водопровода. Добрый, мягкий в общении, при этом по-справедливому требовательный и преданный своему делу — так отзывались о нём подчинённые. Жалованье начальника позволяло Николаю Петровичу поселиться в самых богатых домах центра Москвы. Однако Зимин выбрал в качестве апартаментов... небольшую подсобку на Алексеевской насосной станции. Почти все свои деньги он жертвовал на благотворительные цели — поддерживал храмы, больницы, учебные заведения. Люди, их нужды и благополучие — вот что, прежде всего, было важно для Николая Петровича.
Именно поэтому, когда Московская городская дума в 1883 году приняла решение о модернизации городского водопровода, Зимин сразу же представил свой инженерный проект, над которым работал уже не один год. Его чертежи воплощали действительно удобный, современный и мощный водопровод. Инженер предлагал устроить водозаборную станцию на Москве-реке — так воды гарантированно хватит для стабильного снабжения всего города. А главное, Николай Петрович придумал, как рационально применять водопроводную систему для пожаротушения. В те годы воду к месту возгорания подвозили в бочках. Уходило драгоценное время. «Проект снабжения Москвы водой и охраны её от пожаров» Зимина предусматривал расположение на определённых участках водопровода стационарных кранов. К ним можно было быстро присоединить пожарный рукав. И безо всяких усилий получать 50 вёдер воды в минуту с напором струи в 25 метров. Так Николай Петрович Зимин изобрёл первый в мире пожарный гидрант — устройство, позволяющее брать воду для тушения пожара напрямую из водопроводной системы.
Проект нового водопровода под личным руководством инженера был воплощён в 1895 году. В последующие годы, взяв на вооружение московский опыт, Зимин построил водопроводную систему с пожарными гидрантами в Самаре, Царицыне, Рыбинске и Нижнем Новгороде. Он посвятил этой деятельности более двадцати пяти лет своей жизни. Теперь уже зарубежные специалисты приезжали в Россию, чтобы перенять опыт у Зимина. Кстати, пожарный гидрант, изобретённый Николаем Петровичем, более чем за сто лет ничуть не изменился. Современные — практически точная копия своих предков из 19 века. В России они называются ПГ-5. А за рубежом — гидранты «московского» типа. Используют их сегодня во всём мире.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема