
Незадолго до всеобщего карантина из-за коронавируса я с группой друзей-волонтёров побывала в психоневрологическом интернате. Для меня такое событие было впервые. Поэтому в некоторые минуты я испытывала смущение, неловкость. Просто не знала, как общаться с людьми, живущими там, за стенами интерната. Ведь многие из них не могли говорить, объяснялись жестами, или даже просто взглядами.
Стоит отметить, что мои друзья уже не в первый раз приходили туда. Со многими были знакомы, вместе шутили, общались легко, по-дружески. Желание научиться такому же общению привело меня и на вторую встречу, снова в тот же интернат и в той же компании.
Помню, мы решили поиграть в лото. Из жильцов интерната собрались все, кто мог передвигаться самостоятельно. Компания собралась большая и очень веселая. Во время игры было много смеха, радости. И у каждого радость была очень искренней. За себя, за других, за всех собравшихся. В том лото не было проигравших, все в тот день были победителями.
После игры время нашего посещения подходило к концу. Нужно было двигаться в сторону гардеробной, одеваться. Многие из тех, кто с нами играл, пошли нас провожать. Я шла рядом с Леной, девушкой из интерната. Внезапно она взяла меня под руку. Так мы с ней и дошли до гардеробной. Пока все разбирали свои куртки, мы с Леной присели на скамейку, и она начала мне что-то объяснять. Мне было непросто понять Лену. Говорила она с трудом, по большей части, объясняла жестами. Но я никак не могла понять. Лена объясняла снова и снова. И в какой-то момент у меня все сложилось. Оказалось, что Лена очень любит слушать музыку и просит принести ей музыкальные диски. Когда я это поняла, ответила, что конечно принесу! Тогда она обняла меня, прислонила свою голову к моей. И мы с ней замерли так на полминуты. В эти полминуты вокруг и внутри меня настала невероятная, неземная тишина! Тишина и спокойствие. Я почувствовала, что через Лену меня обнял Господь.
В тот момент мне было дано несравнимо больше, чем могла отдать я. «Неисследимы пути Его!» — сказал апостол Павел в послании к Римлянам. Господь по Своей милости, из Своего изобилия даёт нам, своим детям, порой столько, что кажется — вместить невозможно. Я благодарна Богу за ту встречу с Леной. За то, что мне была дана возможность прикоснуться душой к настоящему.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов