
«Спокойной ночи, мистер Том», студии Carlton Television, WGBH Boston, режиссёр Джек Голд
— Его зовут Уильям Бич. Его мать разрешила его эвакуировать, если он будет у кого-то, кто религиозен или живёт рядом с церковью. И министерство внутренних дел говорит, что это обязанность каждого — взять одного. Простите, но он должен где-то жить.
С такими словами местная общественница привела в дом к угрюмому, нелюдимом старику по имени Том Окли худенького, испуганного мальчугана лет десяти. Шёл 1939 год. Великобритания вступила в войну с фашистской Германией. Лондон постоянно бомбили, и власти страны эвакуировали детей подальше от столицы, в сельскую местность. Так паренёк по имени Уильям Бич попал в местечко Литтл Вейервольд. Зелёные холмы, река, старинная церковь. И ворчливый мистер Том, которого побаивается вся деревня и который, кажется, совсем не рад незваному гостю. Он требует переселить мальчика куда-нибудь ещё. Но деревенская администрация непреклонна: все другие семьи уже приняли к себе эвакуированных детей. Есть приказ правительства, и даже мистер Том Окли обязан его выполнять. Так начинается трогательный, пронзительный и очень добрый фильм, который называется «Спокойной ночи, мистер Том». Его снял британский режиссёр Джек Голд в 1998 году. Он решил экранизировать одноимённую повесть английской писательницы Мишель Магориан, изданную в 1981-м. По словам режиссёра, эта история оказалась ему очень близка. Родители Джека Голда во время Второй Мировой войны тоже были в числе эвакуированных и позже рассказывали Джеку о том, как добры были к ним совершенно незнакомые люди, как старались чтобы дети, которых война разлучила с родными, вдалеке от семьи чувствовали себя как дома.
Сможет ли Уильям, герой фильма «Спокойной ночи, мистер Том», ощутить заботу и любовь, живя у мистера Окли? Вдруг на самом деле этот лохматый седой старик с тяжёлым взглядом исподлобья не так уж и страшен? Кажется, в обществе мальчика он начинает оттаивать и в его взгляде проскальзывает сострадание. Почему же Уильям вздрагивает и, кажется, готов спрятаться при каждом его появлении? Оказывается, и у мистера Тома, и у Уильяма есть тайны, которые однажды откроются и расставят всё по своим местам. Мы обязательно о них узнаем, посмотрев этот фильм, полный неожиданных сюжетных поворотов. От некоторых из них к горлу порой подступает комок, а другие заставят улыбнуться и наполнят сердце радостью. Примечательно ещё и то, что в фильме о войне совсем нет жестоких батальных сцен. Глубокий драматизм достигается за счёт психологичности киноповествования. И каждый раз, когда кажется, что небо вот-вот затянут чёрные тучи, яркий свет вдруг озаряет всё вокруг.
Главной темой своего фильма «Спокойной ночи, мистер Том» режиссёр Джек Голд называет любовь. «Любовь — это дар, она появляется, и меняет всё вокруг. Ей не страшны никакие преграды», — размышляет Голд. О любви в одном из эпизодов, в диалоге с представителями службы опеки, говорит герой картины, мистер Том Окли, и его глаза, когда-то суровые, светятся теплотой.
— Тогда скажите мне одну вещь, мистер Окли. Почему мальчик стал вдруг так важен для вас?
— А разве это не очевидно?
— Да потому что я люблю его. Как если бы это была моя плоть и кровь. И если это важно, мне кажется, что он так же любит меня.
— И вам кажется, что этого в наши дни достаточно?
— Ну, мне кажется, что так и должно быть, мистер Гринуэй. В наши дни или любые другие. Потому что, если это не так, то что ещё должно быть, а?
Актёр Джон Тоу, исполнивший в картине роль мистера Тома, согласен со своим героем. «Любовь — это то, что необходимо каждому человеку, какие бы времена ни были: мир или война», — говорит он. А Ник Робинсон, сыгравший Уильяма, до сих пор с большим теплом вспоминает об участии в картине и делится этими воспоминаниями на своих страничках в социальных сетях.
Рассказывая о работе над фильмом «Спокойно ночи, мистер Том» режиссёр Джек Голд признавался: «Меньше всего нам хотелось сделать из этой истории медовый пряник. В картине есть непростые для восприятия сцены. И всё же, если вашему ребёнку 10 и более лет, посмотрите этот фильм вместе с ним — и вам будет, о чём поговорить».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема