
«Завтра была война», Киностудия им. М. Горького, режиссёр Юрий Кара
— Вика... ты как честный человек, как комсомолка, а в твоей комсомольской честности я не сомневаюсь, завтра перед всей школой, как перед всем народом, отречёшься от своего отца.
Что страшного натворил директор авиационного завода Леонид Сергеевич Люберецкий? Такого, что его собственную дочь в школе принуждают публично от него отречься? Да ничего особенного. Просто однажды при свидетелях сказал, что любит поэзию Есенина и считает, что искусство должно будить в человеке мысли. Можно ли за это арестовать человека, заклеймить его, назвать его врагом народа? В конце 30-х — начале 40-х годов двадцатого века подобное было сплошь и рядом. Именно в этот непростой и тревожный период времени разворачивается действие кинофильма «Завтра была война», фрагмент из которого только что прозвучал. Режиссёр Юрий Кара снял картину по одноимённой повести писателя Бориса Васильева в 1987 году. Лента стала его дипломной работой. Изначально фильм был короткометражным, и Кара даже не думал о том, чтобы выпускать его на большой экран. Но когда отснятый материал посмотрел Васильев, он был до слёз впечатлён. Сказал, что режиссёр попал в самую точку, и непременно нужно, чтобы этот фильм увидели зрители. Тогда Юрий Кара решил доработать картину до полного метра. «Денег практически не было, поэтому мы с художником и оператором собирали костюмы и реквизит по знакомым, а большинство актёров снимались бесплатно», — рассказывал режиссёр. Несмотря на крайне скромный бюджет, фильм с большим успехом прошёл в прокате и собрал немало призов. Среди них — золотая медаль имени Довженко за лучший военно-патриотический фильм и Гран-при Международного кинофестиваля во французском Дюнкерке.
Вместе с героями ленты — девятиклассниками, мы переживаем несколько тревожных дней. Дней, которые навсегда изменят их жизни. Отец Вики Люберецкой арестован. Друзья поддерживают девушку. Сочувствие, насколько может, выражает и директор школы. Но принципиальная учительница литературы Валентина Андроновна, которую ребята, кажется, неспроста пренебрежительно прозвали Валендрой, настроена решительно. Она считает, что Вика должна смыть с себя позор, и сделать это можно единственным способом — публичным отречением от единственного родного человека. Назревает серьёзный конфликт.
Стоит отметить, что режиссёр Юрий Кара в своей экранизации довольно ощутимо отошёл от литературного первоисточника. И Борис Васильев вовсе не был за это на него в обиде. Ведь в итоге получилась сильная, эмоциональная, берущая за душу драма. При этом вышло даже в какой-то степени парадоксально: военный фильм — совсем не о войне. По крайней мере, не только о той войне, на которой падают бомбы и рвутся снаряды. Но и о другой — о ней в одном из эпизодов говорит герой картины, директор школы Николай Григорьевич Ромахин:
— Убивает не только пуля. Убивает дурное слово, скверное дело. Убивает подлость и трусость, убивают равнодушие и казёнщина. Запомните это. На всю жизнь...
Очень похожие слова есть в ветхозаветной книге Притч Соломоновых: «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь — во власти языка». Собственно говоря, именно об этом фильм Юрия Кары «Завтра была война». Обличение репрессий — это лишь то, что лежит на поверхности. Главный смысл скрыт глубже. И зрители это обязательно почувствуют. А мне бы хотелось обратить внимание на любопытные художественные приёмы, которые использовал режиссёр. Например, я заметил, что некоторые фрагменты картины сняты в цвете, хотя основное повествование остаётся чёрно-белым. Так, например, цветными режиссёр сделал эпизоды, происходящие в квартире Люберецкого: его разговоры с дочерью и её подругами об искусстве и справедливости. Кстати, несколько раз зрителям крупным планом показывают вид из окна комнаты. За ним — купола православного храма. Мне почему-то думается, что это — далеко не случайные детали.
Юрий Кара признавался, что на фильм «Завтра была война» его вдохновил, прежде всего, уникальный духовный опыт поколения, которое сразу после школьной скамьи ушло на фронт. Этим людям довелось жить в очень непростое время. И нам, пожалуй, есть, чему у них поучиться.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер