— Энцефалограмма нормальная, рентген хороший, томография тоже. Я не знаю, что вам сказать. С точки зрения неврологии это здоровый ребёнок.
— Доктор, мы три года провели в Африке.
— На Коморских островах.
— Мы не знаем...
— Он мог подхватить какой-нибудь вирус.
— Возможно.
Родители семилетнего мальчика по имени Лоренцо серьёзно обеспокоены. Их сын вдруг стал проявлять беспричинную агрессию, у него нарушилась координация движений и ухудшился слух. В попытке понять, что происходит, они решили показать сына врачам. Но те лишь разводили руками пока, наконец, не выяснилось: причина недомогания маленького Лоренцо — вовсе не вирус, а редчайшее генетическое заболевание — адренолейкодистрофия, сокращённо — АДЛ. Оно поражает оболочку нервов, разрушает её и постепенно вызывает состояние, близкое к коматозному. Необратимый процесс стремительно развивается и в конечном итоге неминуемо приводит к смерти пациента. Лечения болезни не существует.
С такой трагедией пришлось столкнуться супругам Августо и Микаэлле Одонэ — героям фильма «Масло Лоренцо». Фрагмент из этой киноленты мы с вами только что услышали. Картину, основанную на реальных событиях, снял австралийский режиссёр Джордж Миллер. Однажды он прочитал в газете «Таймс» о семье, которая борется за жизнь ребёнка, больного АДЛ, и собственными усилиями ищет средство, способное преодолеть болезнь. Врач по образованию, Миллер был глубоко поражён. «История долгое время не отпускала меня, и я понял, что просто обязан сделать об этом фильм», — признавался режиссёр. Картина вышла на экраны в 1992 году и была номинирована на премию «Оскар». Критики называли её «научным детективом» и медицинской драмой. Но, пожалуй, точнее всего о ленте высказался журнал «Чикаго Ридер», который назвал «Масло Лоренцо» фильмом, дарящим надежду.
Как не опустить руки перед страшной бедой? Как остаться в здравом уме, наблюдая за тем, как твоему единственному ребёнку с каждым днём становится всё хуже, а ты ничем не можешь помочь? Как не утратить веру и найти силы бороться, когда кажется, что выхода нет? Режиссёр Джордж Миллер ставит в своей картине очень непростые вопросы. И не оставляет зрителя без ответов — мы своими глазами видим, как критическая ситуация мобилизует силу духа героев, и они воплощают в жизнь, казалось бы, невозможное. Так, например, всего за несколько месяцев супруги Одонэ до тонкостей изучают биохимию, вовсе не будучи при этом медиками. Глава семьи, Августо — сотрудник Всемирного банка. Его супруга Микаэлла — лингвист. И не просто изучают, а одно за другим делают настоящие открытия! Но смогут ли их старания спасти маленького Лоренцо? Успеют ли они найти чудодейственное лекарство? Ведь времени у них совсем немного... В одном из невероятно эмоциональных эпизодов фильма супруги откровенно говорят друг с другом об этом.
— Тебе приходило в голову, что смысл всей этой борьбы — помощь другому ребёнку, не нашему?
— Да.
— Но я обещала, я обещала, что он никогда не окажется в тишине. Что он никогда не будет одинок.
— Да.
Удивительно — несмотря на тематику картины, большая часть киноповествования насыщена позитивом. Беда не разделяет героев фильма. Наоборот, они сплачиваются перед её лицом. Актёры, исполнившие главные роли, удивительно тонко и глубоко сумели передать эмоциональные и духовные грани своих персонажей. Интересно, что, когда Джордж Миллер предложил роль матери Лоренцо актрисе Сьюзан Сарандон, оказалось, что она уже несколько лет пристально следит за историей семьи Одонэ. «Это было удивительное совпадение!» — признаётся режиссёр.
В завершение нашего разговора о фильме хотелось бы обратить внимание на некоторые детали, которые мне, как простому зрителю, показались любопытными. В одном из эпизодов картины звучит православная молитва «Богородице Дево, радуйся» на музыку русского композитора Георгия Свиридова. А в финальных титрах указан номер для пожертвований на развитие проекта по исследованию АДЛ, которым руководит семья Одонэ. После выхода фильма «Масло Лоренцо» больше миллиона долларов было собрано зрителями на борьбу с этой болезнью.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема