
Летом тысяча восемьсот пятьдесят девятого года известный польский писатель и критик Михаил Грабовский почти не занимался литературной деятельностью. Его с головой поглотили дела иного свойства: Грабовский срочно искал покупателя на свою недвижимость в Киеве. Земельный участок в элитном районе города — неподалёку от Андреевской Горки — писатель приобрёл у киевских властей с условием, что застроит его в течение года. Грабовский хотел возвести для себя двухэтажный особняк. Но внезапно его финансовое положение ухудшилось, и через год вместо роскошного жилища он получил от властей распоряжение о крупном штрафе за невыполненные по договору обязательства. Штраф нужно было чем-то оплачивать, и критик решил продать участок. Но время шло, а покупатель всё не находился...
И вот однажды, солнечным утром, когда писатель прогуливался вокруг Андреевской церкви, он увидел солидного мужчину с окладистой бородой. Высоко подняв голову, тот любовался сияющими куполами храма. Мужчина с восхищением обратился к Грабовскому: «Благодать-то какая! Эх, купить бы где-нибудь поблизости земельку, построить домик, и приезжать душой отдохнуть!»
Грабовский не поверил своему счастью. Он без лишних слов предложил мужчине купить участок у него. Тот с радостью согласился, и оба, чрезвычайно довольные столь удачно сложившимися обстоятельствами, быстро уладили все формальности, связанные с покупкой.
Покупателя звали Василий Александрович Кокорев. Он был костромским купцом, занимался добычей соли и владел несколькими нефтяными скважинами в Баку. Словом, человеком был отнюдь не бедным. А, кроме того — добрым, сострадающим чужой нужде и бедам, да и вообще, с радостью готовым своим богатством делиться. Вот и приобретённый участок, спустя полгода, Василий Александрович решил... подарить городу! Слишком занятый делами, он рассудил, что всё равно не сможет часто приезжать в Киев, и поэтому другим людям эта земля принесёт больше пользы, чем ему. И он решил устроить там небольшой садик с павильоном для отдыха, вход в который непременно был бы бесплатным для всех горожан. А в придачу пожертвовал на устройство сада пять тысяч рублей серебром.
Надо отметить, что из-за непонятных бюрократических проволочек на уровне властей Киева, эта задумка Кокорева воплотилась в жизнь лишь спустя много лет после его смерти. Но всё же воплотилась! В тысяча восемьсот девяносто шестом году на Андреевской Горке появился цветник с изящной беседкой, из которой открывался чудесный вид на город.
История, похожая напредыдущую, произошла и в тысяча восемьсот сорок первом году. В своём родном городке Солигалич в Костромской губернии, Василий Александрович пробурил несколько соляных скважин. Однако обнаружилось, что раствор в них не годится для выпаривания, зато чрезвычайно богат полезными для здоровья минералами.
И Кокорев... нет, не бросился разливать его по бутылочкам и продавать, компенсируя убытки. Он построил рядом со скважинами санаторий с водолечебницей, и сделал новый курорт доступным для и малоимущих . Они получили возможность лечиться на водах бесплатно — за счёт Василия Александровича.
Особенное внимание к обездоленным вообще было в характере Кокорева. В период проведения государственной реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости, Василий Александрович выступил с предложением о том, чтобы помещики выделяли каждому из своих бывших крепостных землю, на которой они могли бы работать, принося пользу государству. Конечно же, последовать за новаторской идеей Кокорева оказались готовыми далеко не все.
В неурожайный тысяча восемьсот шестьдесят седьмой год Кокорев выделял огромные суммы на помощь тем, кто остался без хлеба, и был одним из активнейших участников Комитета помощи голодающим.
Не оставался Василий Александрович в стороне и во время Русско-Турецкой войны 1877 года. Он направил в действующую армию сто обозов с провизией, а обратно привозил раненых. Его участие в военном займе, проводимом государством в это время, заставило удивиться всю Россию — Кокорев внёс сорок пять миллионов рублей!
Василий Александрович был большим ценителем прекрасного. Он поддерживал начинающих художников, покупая их произведения, которые составили впоследствии фонд Кокоревской публичной художественной галереи. Брюллов, Кипренский, Айвазовский, Тропинин пользовались его поддержкой и были частыми гостями Владимиро-Мариинского приюта для молодых художников, который Кокорев основал в Тверской губернии. Любопытно, что Василий Александрович поддерживал и не имеющего к живописи никакого отношения Дмитрия Ивановича Менделеева, финансируя лабораторию Русского технического общества, где выдающийся химик проводил свои опыты.
Писатель Сергей Аксаков называл Кокорева «русским чудом». А Василий Александрович считал чудом данную ему Богом возможность делать что-то хорошее и нужное для людей. И постоянно старался использовать эту возможность.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер