1 Сол., 266 зач., II, 14-19

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться эффективно управлять своей жизнью? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из второй главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с бо́льшим желанием старались увидеть лице ваше.
18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел поддерживает христиан города Салоники в их трудностях. Подобно верующим Иерусалима они претерпели много козней от своих единоплеменников из-за веры во Христа. Апостол Павел хвалит фессалоникийцев за стойкость и призывает к терпению. Обратим внимание, что он не побуждает их к бунту, сопротивлению, поиску справедливости. Он предлагает все это отдать Богу. В свое время Он Сам совершит суд и воздаст каждому по заслугам. Во второй части отрывка Павел демонстрирует это препоручение на своем примере. Несколько раз он пытался посетить Салоники. Он очень хотел встретиться с дорогими его сердцу людьми. Однако оба раза ему мешал это сделать сатана. Некоторые толкователи делают предположения, что речь идет о попытках иудеев из Салоник помешать проповеди Павла в их городе. Другие утверждают, что этим препятствием были обострения хронической болезни апостола. Как бы то ни было, Павлу пришлось отказаться от задуманного, так как на его пути возникали препятствия, которые он не мог преодолеть. После нескольких неудачных попыток апостол спокойно и мирно отпускает ситуацию. Препоручает ее Богу.
Важный урок для каждого из нас. Для того, чтобы сохранить мир и покой в душе, важно научиться отпускать некоторых людей и обстоятельства. Что это означает? У каждого из нас в голове живет образ того, как будут развиваться события действительности, как следует вести себя людям, как в целом должна складываться моя жизнь. Я преисполнен ожиданий. Когда эти ожидания не исполняются, я начинаю испытывать дискомфорт и недовольство, во мне появляется раздражение, претензии, обида, даже злоба и ярость. Я впадаю в уныние. Я воюю с людьми. Что-то им доказываю, объясняю. Я разрабатываю планы мести. Иными словами, в моей душе идет постоянное сражение с окружающим миром. Нередко в этом сражении я теряю себя. Я преисполнен горечи и разочарований. У меня много вопросов к Богу. Бывает, я даже теряю веру. А все потому, что слишком увлекся собственными ожиданиями, фантазиями и иллюзиями.
Апостол Павел демонстрирует сегодня как легко можно жить без всего этого. Как можно не мучаться от жажды мести или от того, что твои планы провалились. Как же это сделать? Первое, так это признать, что все вокруг не мой мир, а Божий. Все должно развиваться не по моему сценарию, а по сценарию Творца. И те трудности, которые возникают на моем пути, люди, которые становятся моими противниками, это напоминания Бога мне об этом. Часто они появляются отнюдь не для того, чтобы я героически брал над ними верх и выходил из всех конфликтов победителем. А, напротив, для того, чтобы я научился отказываться от задуманного. Чтобы я в очередной раз убедился, что мои представления часто не имеют ничего общего с Божьим замыслом. Порой, когда что-то идет не по-моему, когда проблема не решается, а люди не меняются, вместо того, чтобы продолжать пробивать лбом стену, лучше опуститься на колени, признать свою беспомощность и бессилие перед ситуацией, и из этого состояния обратиться за помощью к Творцу. В эти минуты я ощущаю слабость и ограниченность своей человеческой природы, осознаю, что вся сила и власть от Господа Иисуса Христа. Это и означает препоручить себя и свою жизнь Ему. Лишь так я могу отпустить ситуацию и людей. Так я могу сохранить душевный мир и покой. Я позволяю событиям идти своим чередом. И, Господь, видя эту смиренную молитву, видя те усилия, которые я предпринял, видя желания моего сердца, со временем по Своей безграничной любви и милости устроит все обстоятельства моей жизни наилучшим образом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с педагогами общеобразовательных организаций;
— Нравственная основа образования;
— Как представление о счастье определяет личность;
— Религиозные основы нравственности;
— Опасности взаимодействия с искусственным интеллектом;
— «Инаковость» Церкви по сравнению с миром;
— Фестиваль «Звезда Рождества», традиции празднования Рождества Христова;
— Вера как добродетель воли.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 12.12.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также директор интернет-проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— «Трудничество» — традиция волонтерских поездок в монастыри и храмы;
— Фестиваль «Звезда Рождества» и спектакль «12 Рождественских историй»;
— Снятие охранного статуса с большого количества архитектурных памятников Москвы;
— Церковная проповедь в интернете.
Ведущий: Константин Мацан, Алексей Пичугин
Все выпуски программы Журнал
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема











