Иван Васильевич Лешко-Попель посвятил всего себя спасению жизней. Его прозвали «друг бедных», он не жалел сил ни для кого, день и ночь был готов прийти на помощь страждущим и болящим.
Иван Васильевич окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и поступил на службу в Екатеринослав (ныне Днепр), где в 1886 году стал земским врачом. Он работал в больнице, а после приема посещал больных. Иван Васильевич бесплатно принимал неимущих, а гонорары, полученные от состоятельных пациентов, раздавал бедным.
Врач-утешитель ушел из жизни вследствие заражения крови, которое он получил в ходе проведения очередной операции. Какими были последние слова Ивана Васильевича?

В больнице Екатеринослава — ныне это украинский город Днепр — с утра толпился народ: бедняки-рабочие, мастеровые, старухи-торговки с рынка, прачки, нищие в оборванной одежде. С появлением в ноябре 1886 года нового земского врача, доктора Ивана Васильевича Лешко-Попеля, такую картину можно было наблюдать едва ли не каждый день. «И откуда только у бедноты взялись вдруг деньги на визит к лекарю?» — недоумевали более состоятельные пациенты. Денег у этих людей, конечно, не было. Доктор Лешко-Попель лечил их бесплатно.
«Друг бедных» — так Ивана Васильевича называли в народе. Родом из белорусского города Рогачёва, он окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и был направлен на службу в Екатеринослав. Жители города сразу полюбили внимательного, доброжелательного доктора. Едва завидя Ивана Васильевича на улице, каждый почтительно с ним раскланивался. А встретить его — невысокого, худощавого, всегда спешащего — можно было повсюду. Но чаще всего — на городских окраинах, где жили бедняки. Лешко-Попель отправлялся туда после приёма в больнице, который продолжался с семи часов утра и до обеда. Если путь предстоял неблизкий, доктор садился на старенький велосипед. Домой после этих визитов часто возвращался уже затемно. Супруга Ивана Васильевича, Зинаида Никифоровна, вспоминала, что после длинного рабочего дня муж буквально валился с ног. А среди ночи — звонок в дверь. Срочно врача, куда-нибудь на окраину. И доктор вставал, одевался, шёл. А наутро, в семь часов — снова в больницу. И так — каждый день.
Впрочем, богатых и высокопоставленных пациентов у Лешко-Попеля тоже было немало. На гонорары от их лечения доктор вполне мог бы скопить себе приличное состояние. Но не скопил. «В больших деньгах соблазну много», — часто повторял он. И почти всё, что зарабатывал у состоятельных клиентов, раздавал бедным. Известен, например, такой случай. Однажды на приём к Ивану Васильевичу пришла дочка швеи. Худенькая, бледная. Доктор диагностировал малокровие и прописал железо в пилюлях. Принимать велел строго перед едой. Потупив глаза, пациентка призналась, что вся их с матерью пища за день — кусок хлеба с водой. У Ивана Васильевича слёзы на глаза навернулись. Он дал девочке денег. Сказал: «Отдай маме — пусть купит продуктов». А когда приём закончился, пошёл в мясную лавку и оплатил доставку свежего мяса в дом швеи на два месяца вперёд.
Лешко-Попеля называли врачом-утешителем. Одну пациентку, умирающую от чахотки, Иван Васильевич посещал каждый день, несмотря на то, что вылечить её было уже нельзя, а жила она очень далеко. Девушка радовалась приходу доктора, на какое-то время ей даже становилось лучше. Мать больной, зная всю горькую правду, сказала доктору: «Вы тратите своё драгоценное время, приходя к нам в такую даль. Зачем вы утруждаете себя напрасно?» Лешко-Попель ответил: «Это вовсе не напрасно, если даёт больной хоть сколько-нибудь радости». Ради этой радости других людей Иван Васильевич был готов на всё.
Он попросту забывал о себе. Забывал порой даже поесть. Часто его собственные пациенты пытались усадить Ивана Васильевича за стол, накормить. Доктор вежливо отвечал: «Премного благодарен, но — некогда, некогда. Больные ждут!» И убегал. Однажды он поранился. Порез был пустяковым, и доктор быстро перестал о нём думать. А на следующий день оперировал больного. И скоро сам почувствовал недомогание. Вердикт был неутешительным — заражение крови. В Екатеринослав из Харькова прислали профессора медицины. Но и он не смог спасти «друга бедных». Через несколько дней Лешко-Попель скончался. «Не то жалко, что умираю, а что много дела остаётся. Поработать бы ещё!» — были его последние слова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Культура как пространство смыслов;
— Христианская культура и культура других религиозных традиций;
— Миссия в христианских странах;
— Целостность человека в контексте культуры.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.04.2025». Глафира Базурина, Тамара Захарова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и директор по развитию Радио ВЕРА Тамара Захарова вынесли на обсуждение темы:
— Святыни Вологодской земли;
— Выход в прокат фильма Юлии Бочаровой «Июньская полынь»;
— Фильмы о Великой отечественной войне и о положении Церкви в этот период;
— Какие фильмы смотреть с детьми, чтобы это было полезно?
— Материалы журнала «Фома» в цифровом пространстве на период Страстной седмицы (помощь в подготовке к Пасхе).
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
Псалом 103. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как воля всемогущего Бога соотносится со свободой человека? Ответ на этот вопрос звучит в 103-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 103.
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечён славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут воды,
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,
18 высокие горы — сернам; каменные утёсы — убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времён, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время неё бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.
28 Даёшь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;
29 скроешь лицо Твоё — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлёшь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясётся; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Один известный учёный как-то сказал: не понимаю, как можно верить в Бога в XXI веке. Очевидно, подразумевалось, что наши знания о происходящем в природе стали настолько очевидными, что для Бога как будто бы не осталось никакого места. Не знаю, читал ли он когда-нибудь 103 псалом, который мы услышали сегодня, но подозреваю, что его текст стал бы для него классическим примером веры древнего человека, в том виде в каком эту веру понимают современные люди. И действительно, если Давид говорит, что Бог наполняет водой горы с высот, выращивает траву для скота и зелень для человека, чтобы тот мог произвести себе пищу, то с точки зрения современного человека, знающего физическую и биологическую основу всех этих процессов, буквальное понимание этих слов может показаться просто сказочным или даже нелепым. Но, во-первых, не стоит думать, что человек древности никогда не поливал растений, которые посадил, и не понимал, что они растут благодаря его усилиям, но изначально благодаря воле Божией. Во-вторых, при таком подходе не назовём ли мы нелепыми слова человека, который, обращаясь к своим родителям, говорит, что благодаря им он живёт, общается и работает. Он, конечно, знает, что уже много лет делает это благодаря собственным усилиям, но изначально он делает всё вообще именно благодаря им.
Сто третий псалом не случайно называется псалмом о сотворении мира, ведь из него ясно, что Творец создал не только материю, но и законы, по которым она существует. На своём уровне Давид был прекрасно знаком с тем, как устроен мир, и знал, что многое в жизни человека зависит от него самого, и всё же царь и пророк не сомневался, что всё происходящее подчиняется благой воле Творца.
Или не всё? И это одна из самых поразительных черт текста, который мы услышали. Потому что в конце мы слышим, как на фоне послушных Богу галактик и морских бездн, возникают какие-то грешники и те, кто нарушает Божий закон. Кто они вообще такие по сравнению со вселенной? Пустое место, ведь даже Земля предстаёт песчинкой по сравнению с некоторыми звёздами. И всё же эти звёзды, как и всё во вселенной, следуют тем законам, которые в них вложены, и только человеку дана свобода выбирать. Большая часть наших действий так же имеет биологическую основу и в этом нет ничего удивительного. Однако отказаться от Бога или славословить Его — зависит только от нас. И во всей вселенной нет более важных решений.
Псалом 103. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 103. (Церковно-славянский перевод)