Иван Васильевич Лешко-Попель посвятил всего себя спасению жизней. Его прозвали «друг бедных», он не жалел сил ни для кого, день и ночь был готов прийти на помощь страждущим и болящим.
Иван Васильевич окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и поступил на службу в Екатеринослав (ныне Днепр), где в 1886 году стал земским врачом. Он работал в больнице, а после приема посещал больных. Иван Васильевич бесплатно принимал неимущих, а гонорары, полученные от состоятельных пациентов, раздавал бедным.
Врач-утешитель ушел из жизни вследствие заражения крови, которое он получил в ходе проведения очередной операции. Какими были последние слова Ивана Васильевича?

В больнице Екатеринослава — ныне это украинский город Днепр — с утра толпился народ: бедняки-рабочие, мастеровые, старухи-торговки с рынка, прачки, нищие в оборванной одежде. С появлением в ноябре 1886 года нового земского врача, доктора Ивана Васильевича Лешко-Попеля, такую картину можно было наблюдать едва ли не каждый день. «И откуда только у бедноты взялись вдруг деньги на визит к лекарю?» — недоумевали более состоятельные пациенты. Денег у этих людей, конечно, не было. Доктор Лешко-Попель лечил их бесплатно.
«Друг бедных» — так Ивана Васильевича называли в народе. Родом из белорусского города Рогачёва, он окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и был направлен на службу в Екатеринослав. Жители города сразу полюбили внимательного, доброжелательного доктора. Едва завидя Ивана Васильевича на улице, каждый почтительно с ним раскланивался. А встретить его — невысокого, худощавого, всегда спешащего — можно было повсюду. Но чаще всего — на городских окраинах, где жили бедняки. Лешко-Попель отправлялся туда после приёма в больнице, который продолжался с семи часов утра и до обеда. Если путь предстоял неблизкий, доктор садился на старенький велосипед. Домой после этих визитов часто возвращался уже затемно. Супруга Ивана Васильевича, Зинаида Никифоровна, вспоминала, что после длинного рабочего дня муж буквально валился с ног. А среди ночи — звонок в дверь. Срочно врача, куда-нибудь на окраину. И доктор вставал, одевался, шёл. А наутро, в семь часов — снова в больницу. И так — каждый день.
Впрочем, богатых и высокопоставленных пациентов у Лешко-Попеля тоже было немало. На гонорары от их лечения доктор вполне мог бы скопить себе приличное состояние. Но не скопил. «В больших деньгах соблазну много», — часто повторял он. И почти всё, что зарабатывал у состоятельных клиентов, раздавал бедным. Известен, например, такой случай. Однажды на приём к Ивану Васильевичу пришла дочка швеи. Худенькая, бледная. Доктор диагностировал малокровие и прописал железо в пилюлях. Принимать велел строго перед едой. Потупив глаза, пациентка призналась, что вся их с матерью пища за день — кусок хлеба с водой. У Ивана Васильевича слёзы на глаза навернулись. Он дал девочке денег. Сказал: «Отдай маме — пусть купит продуктов». А когда приём закончился, пошёл в мясную лавку и оплатил доставку свежего мяса в дом швеи на два месяца вперёд.
Лешко-Попеля называли врачом-утешителем. Одну пациентку, умирающую от чахотки, Иван Васильевич посещал каждый день, несмотря на то, что вылечить её было уже нельзя, а жила она очень далеко. Девушка радовалась приходу доктора, на какое-то время ей даже становилось лучше. Мать больной, зная всю горькую правду, сказала доктору: «Вы тратите своё драгоценное время, приходя к нам в такую даль. Зачем вы утруждаете себя напрасно?» Лешко-Попель ответил: «Это вовсе не напрасно, если даёт больной хоть сколько-нибудь радости». Ради этой радости других людей Иван Васильевич был готов на всё.
Он попросту забывал о себе. Забывал порой даже поесть. Часто его собственные пациенты пытались усадить Ивана Васильевича за стол, накормить. Доктор вежливо отвечал: «Премного благодарен, но — некогда, некогда. Больные ждут!» И убегал. Однажды он поранился. Порез был пустяковым, и доктор быстро перестал о нём думать. А на следующий день оперировал больного. И скоро сам почувствовал недомогание. Вердикт был неутешительным — заражение крови. В Екатеринослав из Харькова прислали профессора медицины. Но и он не смог спасти «друга бедных». Через несколько дней Лешко-Попель скончался. «Не то жалко, что умираю, а что много дела остаётся. Поработать бы ещё!» — были его последние слова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







