Иван Васильевич Лешко-Попель посвятил всего себя спасению жизней. Его прозвали «друг бедных», он не жалел сил ни для кого, день и ночь был готов прийти на помощь страждущим и болящим.
Иван Васильевич окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и поступил на службу в Екатеринослав (ныне Днепр), где в 1886 году стал земским врачом. Он работал в больнице, а после приема посещал больных. Иван Васильевич бесплатно принимал неимущих, а гонорары, полученные от состоятельных пациентов, раздавал бедным.
Врач-утешитель ушел из жизни вследствие заражения крови, которое он получил в ходе проведения очередной операции. Какими были последние слова Ивана Васильевича?
В больнице Екатеринослава — ныне это украинский город Днепр — с утра толпился народ: бедняки-рабочие, мастеровые, старухи-торговки с рынка, прачки, нищие в оборванной одежде. С появлением в ноябре 1886 года нового земского врача, доктора Ивана Васильевича Лешко-Попеля, такую картину можно было наблюдать едва ли не каждый день. «И откуда только у бедноты взялись вдруг деньги на визит к лекарю?» — недоумевали более состоятельные пациенты. Денег у этих людей, конечно, не было. Доктор Лешко-Попель лечил их бесплатно.
«Друг бедных» — так Ивана Васильевича называли в народе. Родом из белорусского города Рогачёва, он окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и был направлен на службу в Екатеринослав. Жители города сразу полюбили внимательного, доброжелательного доктора. Едва завидя Ивана Васильевича на улице, каждый почтительно с ним раскланивался. А встретить его — невысокого, худощавого, всегда спешащего — можно было повсюду. Но чаще всего — на городских окраинах, где жили бедняки. Лешко-Попель отправлялся туда после приёма в больнице, который продолжался с семи часов утра и до обеда. Если путь предстоял неблизкий, доктор садился на старенький велосипед. Домой после этих визитов часто возвращался уже затемно. Супруга Ивана Васильевича, Зинаида Никифоровна, вспоминала, что после длинного рабочего дня муж буквально валился с ног. А среди ночи — звонок в дверь. Срочно врача, куда-нибудь на окраину. И доктор вставал, одевался, шёл. А наутро, в семь часов — снова в больницу. И так — каждый день.
Впрочем, богатых и высокопоставленных пациентов у Лешко-Попеля тоже было немало. На гонорары от их лечения доктор вполне мог бы скопить себе приличное состояние. Но не скопил. «В больших деньгах соблазну много», — часто повторял он. И почти всё, что зарабатывал у состоятельных клиентов, раздавал бедным. Известен, например, такой случай. Однажды на приём к Ивану Васильевичу пришла дочка швеи. Худенькая, бледная. Доктор диагностировал малокровие и прописал железо в пилюлях. Принимать велел строго перед едой. Потупив глаза, пациентка призналась, что вся их с матерью пища за день — кусок хлеба с водой. У Ивана Васильевича слёзы на глаза навернулись. Он дал девочке денег. Сказал: «Отдай маме — пусть купит продуктов». А когда приём закончился, пошёл в мясную лавку и оплатил доставку свежего мяса в дом швеи на два месяца вперёд.
Лешко-Попеля называли врачом-утешителем. Одну пациентку, умирающую от чахотки, Иван Васильевич посещал каждый день, несмотря на то, что вылечить её было уже нельзя, а жила она очень далеко. Девушка радовалась приходу доктора, на какое-то время ей даже становилось лучше. Мать больной, зная всю горькую правду, сказала доктору: «Вы тратите своё драгоценное время, приходя к нам в такую даль. Зачем вы утруждаете себя напрасно?» Лешко-Попель ответил: «Это вовсе не напрасно, если даёт больной хоть сколько-нибудь радости». Ради этой радости других людей Иван Васильевич был готов на всё.
Он попросту забывал о себе. Забывал порой даже поесть. Часто его собственные пациенты пытались усадить Ивана Васильевича за стол, накормить. Доктор вежливо отвечал: «Премного благодарен, но — некогда, некогда. Больные ждут!» И убегал. Однажды он поранился. Порез был пустяковым, и доктор быстро перестал о нём думать. А на следующий день оперировал больного. И скоро сам почувствовал недомогание. Вердикт был неутешительным — заражение крови. В Екатеринослав из Харькова прислали профессора медицины. Но и он не смог спасти «друга бедных». Через несколько дней Лешко-Попель скончался. «Не то жалко, что умираю, а что много дела остаётся. Поработать бы ещё!» — были его последние слова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Белгород (обзор)
Город Белгород расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах рек Везёлки и Северского Донце. Православие достигло здешних мест ещё в десятом веке — Киевский митрополит Леонтий тогда направил в Белгород епископа. Белгородская епархия вскоре исчезла под ударами монголо-татарского нашествия. Но была восстановлена в 1667 году по указу царя Алексея Романова. В восемнадцатом веке Церковью в Белгороде управлял мудрый архипастырь, епископ Иоасаф (Горленко). В своей библиотеке святитель собрал книги по истории, географии, медицине и прочим наукам. Епископ Иоасаф стремился сделать церкви центрами просвещения для прихожан. Сегодня святитель Иоасаф — небесный покровитель города Белгород. Он почивает нетленными мощами в кафедральном Преображенском соборе.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Поможем центру социальной реабилитации «Турмалин»
Александру 28 лет, у него есть ментальные нарушения. Уже три года он посещает в Москве центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым людям с разными особенностями в развитии. Там для них подбирают интересные и полезные занятия, помогают осваивать что-то новое. Рядом с подопечными всегда находятся специалисты и волонтёры.
В центре действуют несколько мастерских. Саша трудится в керамической и свечной. За несколько лет он достиг больших успехов не только в ремесле, но и в личностном развитии. Раньше Саша с трудом мог контролировать эмоции и на чём-то сосредоточиться, но сейчас парень стал гораздо спокойнее и усидчивее. Кроме того, Саша внимательно относится к окружающим: с восторгом отзывается о работах других подопечных, делает комплименты и помогает тем, у кого возникают сложности на занятиях.
А ещё наш герой буквально незаменим в хозяйственных делах Центра: моет полы на этаже или чистит крыльцо от снега, это помогает ему в развитии самоконтроля. Когда молодой человек испытывает сильные негативные эмоции, он делает что-то по хозяйству и таким образом успокаивается.
В центре социальной реабилитации «Турмалин» Саша и другие люди с инвалидностью обретают понимание, заботу, друзей и новые возможности. Все подопечные занимаются здесь бесплатно.
Сегодня проекту важна поддержка в оплате коммунальных услуг, покупке бытовых вещей, расходных материалов для занятий и не только. Если вы хотите помочь, оставьте любой благотворительный взнос на сайте центра «Турмалин». Также поучаствовать в жизни проекта можно иначе, например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов