Иван Сусанин — крестьянин, совершивший жертвенный подвиг, отдавший свою жизнь за русского государя. Именно эта история легла в основу знаменитой оперы композитора Михаила Глинки «Жизнь за царя».
Зимой 1613 года в дом к Ивану Сусанину пришли поляки с требованием отвести их к царю Михаилу Федоровичу Романову. Поляки поклялись устранить нового русского царя. Иван Сусанин пообещал проводить поляков к государю, а вместо этого отвел их на болота, за которыми уже не было ни одной тропинки, лишь простирался непроходимый заснеженный лес.
30 ноября 1619 года Михаил Фёдорович издал жалованную грамоту, в которой о Сусанине говорилось: «Терпя от польских людей немерные пытки, про нас, великого государя, где мы в те поры были, тем людям не сказал, и замучили его до смерти».
Что писал о подвиге Сусанина Николай Васильевич Гоголь?

Зима 1613 года была холодной и вьюжной. Над костромской деревней Домнино опустились безлунные сумерки. В избе сельского старосты потрескивала печь. Хозяин, крепкий мужчина с длинной седой бородой, сидел за столом. Взрослая дочь в углу качала колыбель с младенцем. Её муж подбрасывал дрова в огонь. Внезапно под окнами захрустел снег, послышались голоса. А следом раздался громкий стук в дверь. Хозяин открыл. На пороге стояли несколько человек. По одежде — иностранцы, поляки. Без приветствий и церемоний старосту схватили и заломили ему руки за спину. Один из поляков обратился к мужчине «Говори, где прячется царь Михаил? Мы знаем, он где-то здесь! Не скажешь — смерть примешь». Хозяин наклонился и прошептал на ухо незваному гостю: «Недалече царь. Через лес идти надо. Дорога вот только опасная — болота там, увязнуть недолго. Приходите на рассвете — я провожу». Поляки ушли. Хозяин вернулся в избу. Велел зятю через сени, околицей села, тотчас бежать к царю — предупредить, что его ищут враги. «Пусть укроется в Ипатьевском монастыре». «А как же ты?» — спросила отца дочь, испуганно прижимая к груди младенца. «За меня не беспокойтесь», — ответил староста. Звали его Иван Сусанин.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал неразрывно государя с подданным», — писал о подвиге Сусанина Николай Васильевич Гоголь. Первый царь из династии Романовых, семнадцатилетний Михаил Фёдорович, венчался на царство в Успенском соборе московского Кремля в 1613 году. Россия переживала тогда непростое время. Впоследствии оно вошло в историю под названием Смутного. Несколько лет голода, самозванцы на троне, гражданские войны и стремление иностранцев во что бы то ни стало захватить власть и посадить на российский престол собственного императора. Особенным усердием отличались поляки. Они поклялись устранить нового русского царя. Зимой 1613-го Михаил Фёдорович со своей матерью, инокиней Марфой, гостил в одной из вотчин Романовых — селе Домнино под Костромой. Поляки решили застать его там врасплох и убить. Они надеялись, что среди местных жителей найдутся те, кто выдаст им место нахождения молодого государя — стоит только хорошенько им пригрозить. Вон как легко согласился староста проводить их к царю! Едва рассвело, по уговору, польский отряд вновь явился к дому Сусанина. Тот не обманул — вышел в тулупе и шапке. Кивком приказал полякам следовать за ним. В молчании миновали последний сельский двор и вошли в густой лес. Долго плутали в непролазном снегу, проваливаясь едва ли не по грудь. Когда вышли на болота, за которыми уже не было ни одной тропинки, лишь простирался непроходимый заснеженный лес, враги заподозрили неладное. «Куда ты нас завёл?», — грозно спросил Сусанина начальник отряда. «В нужное место», — усмехнулся Иван в седую бороду. С отчаянным криком поляки кинулись на него и изрубили саблями.
Молва о подвиге крестьянина, который отдал жизнь за спасение царя, разошлась по всей Руси. 30 ноября 1619 года Михаил Фёдорович издал жалованную грамоту, в которой о Сусанине говорилось: «терпя от польских людей немерные пытки, про нас, великого государя, где мы в те поры были, тем людям не сказал, и замучили его до смерти». Грамотой царь дарил родным Ивана Сусанина — дочери Антониде и зятю Богдану Собинину с детьми — половину деревни. И освобождал от всяких государственных повинностей и податей их самих, и всех их потомков.
История жертвенного подвига Сусанина дошла до нас в летописях и произведениях искусства. Она легла в основу знаменитой оперы композитора Михаил Глинки «Жизнь за царя». Драматург Николай Полевой написал об этом событии пьесу «Костромские леса» — «русскую быль в двух действиях». Поэт Кондратий Рылеев запечатлел образ Ивана Сусанина в одноимённой поэме. В уста героя он вложил слова, которые освещают всю суть его жизни и подвига: «Предателя, мнили, во мне вы нашли? / Их нет и не будет на Русской земли!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема