Выдающийся врач Николай Александрович Семашко, ученик Сеченова и Склифосовского, в 1901 году получил диплом с отличием медицинского факультета Московского университета. В 1917 он вошёл в состав правительства в должности народного комиссара здравоохранения.
Николай Александрович с детства мечтал стать доктором. Проведя детство среди крестьян, Николай Семашко уже тогда видел боль и смерть: самым глубоким впечатлением тех лет он называл частые похороны крестьянских детей. Впоследствии, связав свою жизнь с медициной, Николай Александрович способствовал открытию даже в самых отдаленных селах медпунктов, молочных кухонь, женских консультаций и появлению других нововведений.
Главный врач страны, всегда стремившийся сделать для людей как можно больше, не жалел себя и в последние дни своей жизни, работая до 12 ночи каждый день, несмотря на тяжелую болезнь.
Какое произведение в 1921 году написал поэт Корней Чуковский под впечатлением от деятельности Николая Александровича, апологета личной гигиены и здорового образа жизни? И как связано имя Николая Семашко с курортным лечением?
«Что такое курорты и как на них лечиться» — колхозники из отдалённого сибирского села вертели в руках брошюрку с удивительным и непонятным названием. Те из них, кто умел читать, объясняли остальным: в книжечке написано, что есть такие места, где можно отдыхать и при этом поправлять своё здоровье. Купаться в море на юге, например. Или пить целебную воду из источников на Кавказе. Крестьяне недоверчиво качали головами. Никто из них ни моря, ни Кавказа не видел. Тяжёлый каждодневный труд подрывал их здоровье, и другой жизни они не знали. Но теперь какой-то важный доктор из самой Москвы говорит, что каждый из них не просто может, но и должен хотя бы раз в году отдохнуть и подлечиться.
Статью о доступном для всех курортном лечении написал в 1924 году Николай Александрович Семашко — врач и народный комиссар здравоохранения Советского Союза. Семашко вошёл в историю как создатель государственной системы здравоохранения. Настолько эффективной, что, наша современная медицина до сих пор опирается именно на неё.
Стать доктором Николай мечтал с детства. Будущий реформатор отечественного здравоохранения родился в Орловской губернии, в небольшой деревеньке Ливенское. «Детство провёл среди крестьян. Жизнь столкнула меня со всеми их нуждами, радостями и печалями», — писал Семашко в автобиографии. Самым глубоким и горьким впечатлением тех лет Николай Александрович называл похороны крестьянских детей. Они умирали часто — потому что за ближайшим доктором нужно было посылать в губернский город за несколько десятков вёрст. Часто врач просто не успевал приехать вовремя. Да и был он в их уезде один на 42 тысячи душ населения. Николай зачитывался трудами Ломоносова. И полностью соглашался с великим учёным: залог сильного государства — в «сбережении его народа». Семашко твёрдо решил: он станет доктором. После окончания гимназии юноша поступил на медицинский факультет Московского университета. Его учителями были мировые светила науки — Сеченов, Склифосовский. В 1901 году молодой специалист Семашко получил диплом с отличием.
Когда в 1917-м произошла Октябрьская революция, Николай Александрович поддержал новую власть. Более того, он вошёл в состав правительства — в должности народного комиссара здравоохранения. Другими словами, стал самым главным врачом страны. Россию в то время лихорадило не только в политическом смысле, но и в самом прямом. Свирепствовали эпидемии — тиф, испанка, холера. Даже на фоне хаоса Гражданской войны Семашко сумел организовать необходимые противоэпидемические мероприятия. С его подачи в стране были построены несколько заводов по производству дезинфицирующих средств и усилена пропаганда личной гигиены. Популярностью пользовались грампластинки с записью речей Семашко. Под впечатлением от деятельности наркома здравоохранения поэт Корней Иванович Чуковский написал в 1921 году свою знаменитую поэму «Мойдодыр».
Медпункты в сёлах, даже самых отдалённых, бесплатные молочные кухни для новорождённых и женские консультации, служба скорой медицинской помощи, станции переливания крови и санэпидемстанции, организация курортного и санаторного отдыха — вот лишь малая толика тех достижений, которых сумел добиться Николай Александрович в самые короткие сроки. А главное, все эти и многие другие учреждения стали работать в единой слаженной системе — народном здравоохранении. Впоследствии эта система получила имя в честь её создателя, доктора Николая Семашко.
До последней минуты жизни, несмотря на тяжёлую болезнь, Николай Александрович продолжал работать. В интервью журналу «Смена» он так описывал свой обычный распорядок дня: «Начинаю работу около 9 утра дома — планирую, пишу срочные статьи. Около 11 утра — в комиссариате. Около 2 часов дня — завтрак на 5–7 минут. В 5 часов — обед и отдых 15–20 минут. И снова — бодр до 12 ночи». Когда коллеги намекали Семашко, что неплохо бы ему и самому отправиться куда-нибудь на курорт, доктор только отмахивался. «Я хочу успеть сделать для людей как можно больше», — говорил он.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России