
Кол., 260 зач., IV, 2-9.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как вы думаете — чего больше всего боялись святые апостолы? Вариантов ответа может быть много. Но не буду затягивать интригу. Конечно, они боялись предать возложенное на них служение. Но еще они страшились забронзоветь. Иными словами — поддаться гордости и самолюбованию. Об этом, в частности, говорится в отрывке из четвёртой главы послания апостола Павла к Колоссянам. Это чтение звучит сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Послание к Колоссянам, отрывок из которого мы с вами только что слышали, было написано апостолом Павлом во время тюремного заключения. Об этом он упоминает на протяжении послания несколько раз. Не для того, чтобы вызвать в свой адрес жалость, а чтобы попросить церковную общину о молитве и духовной поддержке. Святой Павел оказался в тюрьме из-за своего служения. Казалось бы, какие еще доказательства требовались ему, чтобы увериться в правильности избранного пути? Но больше всего, как уже говорилось выше, апостол опасался утратить правдивое, искреннее понимание себя и своего служения. Потому и просит он своих читателей: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать».
Таким образом, несмотря на многие труды на ниве проповеди, святой Павел считал, что находится еще в начале своего пути и не овладел в полной мере искусством миссии. Но и это еще не все. Заслуживает внимания и такой совет апостола: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». Под внешними имеются ввиду люди за пределами христианского сообщества. Так вот — Павел призывает ни в коем случае не отмахиваться от нецерковных современников, но относиться к ним благоразумно. То есть — стараясь через доброе отношение донести до них учение Христово.
Но не только милосердие должно проявлять себя в миссионерском служении. В нем, как отмечает Павел, должна быть и соль: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Образ соли имеет двойное значение. С одной стороны, соль на востоке всегда считалась средством для консервации и обеззараживания. Это означает, что слово христианина должно быть чистым и чуждым лжи, лукавства.
С другой стороны — соль делает пищу вкусной. Миссия христианина не может быть блеклой, увядшей. Как и сам христианин не должен ходить с постной физиономией. Речь не идет о свойственных радикальному протестантизму обычаях, когда богослужение превращается в дискотеку, а на лицах последователей того или иного течения пребывают искусственные улыбки. Апостол Павел указывает, что вера Христова должна вдохновлять, радовать, давать силы. А слова и поступки наши пусть тоже насыщают людей духовным счастьем благодати Божией. Ведь как говорил один из подвижников Православной веры — нельзя поверить в Бога, не увидев на лице другого человека отблеск света Господнего. Пусть же наши лица будут озарены благодатью Божией, а не бронзовым отблеском самолюбования.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Общемосковский крестный ход 7 сентября 2025г.;
— 11-й международный культурный форум в Санкт-Петербурге;
— Авторский курс «Культура и религия. История отношений» в рамках Академии журнала Фома;
— Письменная работа как форма проверки знаний в эпоху развития искусственного интеллекта;
— Система образования сегодня — есть ли кризис?
— Роль личности педагога в процессе образования.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина
- «Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Владимир, Суздаль». Юлия Ратомская
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Александр Денисов. «Подъём Александровской колонны»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну, Настенька, славно мы с тобой прогулялись! Хорошо, что зашли в кафе — отдохнём немного, кофе попьём.
— Да, Маргарита Константиновна, мы с вами сегодня почти 15 тысяч шагов сделали! Но это ещё что. Вот мы с родителями недавно в Петербург ездили — так там каждый день гуляли с утра до самого вечера.
— Понимаю! Я и сама люблю бродить по Петербургу пешком. Рассматривать дома, храмы. Давненько там не бывала... А что тебе, Настенька, больше всего понравилось в городе на Неве?
— Ой, Маргарита Константиновна, всё понравилось! И Эрмитаж, и Медный всадник, и Исаакиевский собор. И, конечно, Александровская колонна на Дворцовой площади. Представляете, на экскурсии нам сказали, что она держится только за счёт собственного веса, и никак не закреплена на пьедестале!
— Да, Александровская колонна, или Александровский столп — удивительный монумент. И правда, трудно представить, что гранитный монолит высотой почти 48 метров, да ещё со скульптурой ангела на вершине, стоит сам по себе. Но это действительно так. Недаром подъём колонны в августе 1832 года называли техническим чудом.
— Даже не представляю, как всё это сделали! Тогда ведь даже подъёмных кранов ещё не было...
— Инженеры сконструировали уникальную для того времени подъёмную систему. Она состояла из деревянных лесов, подпорок, платформ и длинного высокого настила, по которому колонну катили к месту установки. В подъёме Александровского столпа одновременно участвовали две с половиной тысячи человек! Длился он ровно сто минут. Кстати, всё это запечатлел художник Александр Гаврилович Денисов. У него есть картина, которая так и называется: «Подъём Александровской колонны».
— Маргарита Константиновна, а давайте прямо сейчас найдём её в интернете! У меня ноутбук с собой.
— Замечательная мысль!
— Так... Александр Денисов... Вот эта картина, да, Маргарита Константиновна?
— Да, Настенька, это она. Ты как раз открыла сайт Государственного Русского музея в Петербурге, где полотно и находится.
— Ничего себе! Деревянный настил просто гигантский! Шире современного шоссе! Не знаю, какая у него высота, но он явно намного выше деревьев, которые изображены на переднем плане. Над местом установки колонны стоят строительные леса. И в них видно сам столп! Он медленно поднимается вверх.
— Александру Денисову удалось запечатлеть всё величие момента. Он создал своё полотно всего за 5 дней — работал, пока воспоминания и впечатления от события были свежими. Картина очень понравилась императору Николаю Первому, которому, кстати, и принадлежала сама идея монумента.
— Как странно, что я об этом живописце никогда не слышала...
— К сожалению, не многие знают Александра Гавриловича Денисова. Вероятно, потому что его художественное наследие невелико. Ведь он скончался, по сути, начинающим живописцем — в 1834 году, когда ему было всего 23. Впрочем, он успел окончить Императорскую Академию художеств с серебряной медалью. Был учеником Венецианова. Известно, что из-под кисти Денисова вышло около десятка картин. Но до нас дошли лишь две его работы. Одна из них — жанровое полотно «Матросы в сапожной мастерской». Ну, а вторая — «Подъём Александровской колонны», — сейчас перед нами.
— Как же здорово, что художник запечатлел для нас это техническое чудо! Когда я в следующий раз приеду в Петербург и увижу Александровскую колонну, то буду представлять себе картину Александра Денисова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира БазУрина и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Общемосковский крестный ход;
— Интервью и дискуссии как способ поделиться духовным опытом;
— Роль прихожан в жизни храмов и церковных общин;
— Нейросети как новый вызов образованию.
Все выпуски программы Журнал