Кол., 260 зач., IV, 2-9.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Как вы думаете — чего больше всего боялись святые апостолы? Вариантов ответа может быть много. Но не буду затягивать интригу. Конечно, они боялись предать возложенное на них служение. Но еще они страшились забронзоветь. Иными словами — поддаться гордости и самолюбованию. Об этом, в частности, говорится в отрывке из четвёртой главы послания апостола Павла к Колоссянам. Это чтение звучит сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Послание к Колоссянам, отрывок из которого мы с вами только что слышали, было написано апостолом Павлом во время тюремного заключения. Об этом он упоминает на протяжении послания несколько раз. Не для того, чтобы вызвать в свой адрес жалость, а чтобы попросить церковную общину о молитве и духовной поддержке. Святой Павел оказался в тюрьме из-за своего служения. Казалось бы, какие еще доказательства требовались ему, чтобы увериться в правильности избранного пути? Но больше всего, как уже говорилось выше, апостол опасался утратить правдивое, искреннее понимание себя и своего служения. Потому и просит он своих читателей: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать».
Таким образом, несмотря на многие труды на ниве проповеди, святой Павел считал, что находится еще в начале своего пути и не овладел в полной мере искусством миссии. Но и это еще не все. Заслуживает внимания и такой совет апостола: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». Под внешними имеются ввиду люди за пределами христианского сообщества. Так вот — Павел призывает ни в коем случае не отмахиваться от нецерковных современников, но относиться к ним благоразумно. То есть — стараясь через доброе отношение донести до них учение Христово.
Но не только милосердие должно проявлять себя в миссионерском служении. В нем, как отмечает Павел, должна быть и соль: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Образ соли имеет двойное значение. С одной стороны, соль на востоке всегда считалась средством для консервации и обеззараживания. Это означает, что слово христианина должно быть чистым и чуждым лжи, лукавства.
С другой стороны — соль делает пищу вкусной. Миссия христианина не может быть блеклой, увядшей. Как и сам христианин не должен ходить с постной физиономией. Речь не идет о свойственных радикальному протестантизму обычаях, когда богослужение превращается в дискотеку, а на лицах последователей того или иного течения пребывают искусственные улыбки. Апостол Павел указывает, что вера Христова должна вдохновлять, радовать, давать силы. А слова и поступки наши пусть тоже насыщают людей духовным счастьем благодати Божией. Ведь как говорил один из подвижников Православной веры — нельзя поверить в Бога, не увидев на лице другого человека отблеск света Господнего. Пусть же наши лица будут озарены благодатью Божией, а не бронзовым отблеском самолюбования.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема