В самом центре крупного торгового села Наченалы, что в Самарской губернии, гремела большая стройка. Жители знали — строят школу. Новая школа в селе, действительно, была очень нужна. Сельчане пытались расспрашивать рабочих о том, кто сделал им такой подарок, но те и сами ничего не знали, кроме того, что строит за свои деньги какой-то богатый человек. «Видно, благодетель у вас нашёлся!», — отвечали они удивлённым жителям села.
И невдомёк было наченаловцам, что неожиданно появившийся благодетель ещё не так давно жил с ними рядом! Звали этого человека Антон Николаевич Шихобалов. Он был младшим ребёнком в большой зажиточной крестьянской семье. Отец Антона был человеком верующим и детей своих воспитывал так, что с раннего детства они проникались духом Евангельских заповедей.
В тысяча восемьсот тридцать третьем году у Шихобаловых случился страшный пожар. Сгорело всё. И тогда глава семейства без ропота, благодаря Бога за то, что остались живы и здоровы, перевёз жену и детей из Наченал в Самару. Здесь им предстояло начать новую жизнь.
Постепенно отец Антона снова встал на ноги. Скопил капитал, записался в купечество, а когда сын подрос, выделил ему долю, чтобы тот смог начать собственное дело.
Вскоре Антон Шихобалов стал одним из самых уважаемых людей в Самаре. И уважали его не за достаток, а за необыкновенную щедрость, скромность и искреннюю любовь к ближним. «Не я своим деньгам хозяин, а Господь. Всё, что могу — распорядиться богатством так, как Ему будет угодно», — говорил Антон Николаевич.
В тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году Шихобалов, будучи старостой самарской Иоанно-Предтеченской церкви, решил перестроить тесный, ветхий деревянный храм. Так на его месте выросла большая каменная пятиглавая церковь, которую освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство обошлось Антону Николаевичу в тридцать четыре тысячи рублей — для того времени это была сумма немалая. А спустя несколько лет, когда в Самаре началось строительство Кафедрального собора Христа Спасителя, Шихобалов пожертвовал ещё больше — пятьдесят тысяч. И на этом не остановился.
Воскресенский собор, Ильинский, Троицкий и Всехсвятский храмы в Самаре, десятки церквей в сёлах не только Самарской, но и Симбирской и Оренбургской губерний, Свято-Троицкий женский монастырь в Бузулукском уезде — тоже были построены и содержались на средства Шихобалова. И почти всегда — так же, как в родном селе Антона Николаевича Наченалове — люди далеко не сразу узнавали, чьими стараниями вырос у них новый храм или появилась школа. «Благотворить напоказ Богу неугодно», — считал Антон Николаевич и старался свои пожертвования не афишировать.
Шихобалов построил, полностью оснастил по последнему слову науки и на свои средства содержал в Самаре городскую больницу — с рентгеновским аппаратом и кабинетами физиотерапии, в которой из шестидесяти мест сорок пять были бесплатными и предназначались для людей малоимущих. В тысяча восемьсот восьмидесятом он учредил в селе Колокольцовка Симбирской губернии ремесленный приют для беспризорников, куда детей привозили прямо с улиц — босых, в лохмотьях, грязных и голодных. В приюте они получали уход и заботу, обучались грамоте и ремёслам. В Самаре Антон Николаевич открыл ещё один приют и богадельню со странноприимным домом и домовой церковью преподобного Серафима Саровского.
«Этот человек посвятил свою жизнь нуждам страждущих и неимущих», — говорил об Антоне Шихобалове известный в начале двадцатого века самарский священник Александр Ястребов. А в газете «Голос Самары» однажды опубликовали такие бесхитростные, но искренние стихи, посвящённые благотворителю:
В пользу сирых и несчастных, обездоленных, калек
Много создал дел прекрасных благородный человек!
И прибавить к этому, пожалуй, нечего.
Все выпуски программы Имена милосердия
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











