Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В адрес верующих часто звучат обвинения в наивности и инфантильности. Чего скрывать — действительно, есть среди нас те, кто еще не достиг личностной зрелости и, бывает, путает главное со второстепенным. Но это не означает, что церковная педагогика несовершенна по умолчанию. Расставить верные акценты нам поможет отрывок из второй и третьей глав послания апостола Павла к Колоссянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»
22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Христиане древнего города Колоссы по большей части пришли в христианство из язычества. Но не обычного, а довольно позднего извода — делавшего акцент на необходимости воздержания. Например, там имелись довольно строгие правила в отношении еды. Пища делилась на чистую и нечистую. Довольно близко к этим позициям находились те колосские христиане, что в прошлом были иудеями. Для них тема еды тоже являлась важной, ведь закон Моисея делил продукты на дозволенные (кошерные) и недозволенные.
В какой-то момент тема пищи стала чрезвычайно волнительной для Колосской церкви — начались споры и ссоры, что может христианин есть, а от чего должен отказываться. Конфликт настолько разросся, что основателю Колосской церкви — апостолу Павлу — пришлось вмешаться и направить послание, где были расставлены все акценты. С одной стороны, Павел подчеркивает, что духовная жизнь подразумевает собранность. Нельзя считать себя человеком верующим и вести расхлябанное существование.
Вера, безусловно, проявляет себя через слова и поступки. Но в то же время не следует думать, что внешние вещи могут сами по себе осквернить человека. Мир создан Богом, а потому мир благ. Да. Мы его сами искажаем злом, которое творим, неверно проявляя дарованную нам свободу. Потому никакая пища сама по себе не может осквернить человека.
Оскверняем себя мы сами, когда через еду проявляем свою порочность, греховную слабость. Вот в чем состоит смысл практики пищевого поста. Мы не отказываемся от каких-то продуктов, потому что они греховные. А потому что хотим, с Божьей помощью, преодолеть себя и верно расставить приоритеты. Кто в моей жизни имеет главенство — Бог или, например, колбаса? Колбаса сама по себе ни хороша, ни плоха. Хорошей или плохой делает её наше к ней отношение. То же самое можно сказать и о других проявлениях материального.
Но и это еще не всё. Логика апостола Павла имеет отношение и к религиозным вещам. В других религиях есть посты, поклоны, молитвы. Сами по себе такие духовные практики ни хороши, ни плохи. Значение они приобретают тогда, когда адресуются к кому-то или чему-то. Пост, посвящённый какой-нибудь Афродите, наверное, поможет похудеть, но вряд ли даст истинное просвещение. Поклоны, ставшие частью полуоккультной восточной практики, приведут мышцы в тонус. Но в том ли смысл поклонов?
Любое наше внешнее самопроявление оценивается на основании того, какое чувство, как стремление мы положили в основание. И если мы действительно хотим быть христианами, мы призваны наши действия соотносить со Спасителем, посвящая ему это скоромное приношение. Чтобы оно было освящено и стало мостиком между нами и Царством Божиим. В том и состоит смысл прозвучавшего чтения из послания апостола Павла к Колоссянам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Метель»

Фото: Mark Rolfe/Unsplash
Метель, похоже, становится ныне архаичным явлением и относит нас едва ли не к пушкинским временам. По крайней мере, это справедливо в отношении Москвы и Петербурга. И всё же — метель прекрасна в её свободном, ничем не сдерживаемом движении. Как не вспомнить здесь гениальную музыку Свиридова! И душа наша, устав от условностей и ограничений человеческого общежития иногда ощущает в себе жажду подобной свободы. Однако обретается эта свобода не во внешней разнузданности поведения, а в глубинах «кроткого и молчаливого духа», когда тот всем своим существом устремляется к Богу в молитве. «Где Дух Господень, там свобода», — говорит апостол Павел.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Дождь. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Недавно яторопилась навстречу вметро, мне должны были передать теплую шаль ручной работы, связанную назаказ.
Стоило выйти запорог дома, как всерьез пожалела, что неслушала прогноз погоды. Сначала мелкие капли, потом все сильнее, ивот, -— ливень, гроза! Кое-как добралась дометро, перепрыгивая через лужи. Вголове:«Господи, нупочему именно сегодня, сейчас этот дождь?»
Доехала донужной станции, сижу ввестибюле, сволос капает, одежда прилипает. Снова начинаю роптать:«Господи, ну, может быть, вЗемле Обетованной, взасушливом ипустынном климате дождь -— благо, новМоскве... Холодно, Господи... мокро...»Смотрю начасы: пришла начас раньше! Ну, всё, сиди, Аня, час вметро, кайся вгреховных помыслах.
Внезапно подходит молодой человек сгустой бородой иширокой детской улыбкой:
—ВыАнна?
Забываю все печальные мысли ирадостно здороваюсь сним. Молодой человек сбородой привёз мою шаль. Оказалось, его раньше отпустили сработы, исразу поехал нанашу встречу, решив меня дождаться наместе.
Сблагодарностью принимаю унего сверток. Мыпрощаемся. Разворачиваю шаль: она прекрасна, настоящее произведение искусства. Спешу побыстрее закутаться вэту теплую красоту. Забываю, что волосы иодежда— мокрые. Натуральная пряжа воды небоится. Господи, какже хорошо... тепло... мягко...
Только вэтот момент понимаю, что насамом деле произошло. Всю дорогу дометро яроптала. Все этовремя жаловалась надождь, который, между прочим, наверняка ждали растения иживотные после жарких дней. АГосподь. Послал утешение именно тогда, когда явнем нуждалась, нацелый час раньше, чем предполагала. Подарил тепло, радость, красоту иуют, словно доброй отцовской рукой поголове погладил: ничего, мол, дитя, итебе дождь полезен— тепло ценить научишься!
Вспомнила также, что сама, будучи матерью, часто сталкивалась исталкиваюсь сгрубостью ирезкостью сына. Хорошо знаю, что вполне вмоей власти наказать или просто резко осадить его. Ногораздо лучше— вместо порицания просто обнять дерзкое дитя исказать три самых главных слова:«ятебя люблю». Пусть иневсегда, ночасто именно любовь вразумляет лучше всякого наказания.
Спасибо, Господи, за такую щедрую и трогательную милость. Дождь я больше ругать не стану. Постараюсь не ругать. Но зонт впредь буду брать с собой обязательно.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
18 января. Об истории и значении Переяславской рады

Сегодня 18 января. В этот день в 1654 году состоялась Переяславская рада.
Об истории и значении события — пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема











