
Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В адрес верующих часто звучат обвинения в наивности и инфантильности. Чего скрывать — действительно, есть среди нас те, кто еще не достиг личностной зрелости и, бывает, путает главное со второстепенным. Но это не означает, что церковная педагогика несовершенна по умолчанию. Расставить верные акценты нам поможет отрывок из второй и третьей глав послания апостола Павла к Колоссянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»
22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Христиане древнего города Колоссы по большей части пришли в христианство из язычества. Но не обычного, а довольно позднего извода — делавшего акцент на необходимости воздержания. Например, там имелись довольно строгие правила в отношении еды. Пища делилась на чистую и нечистую. Довольно близко к этим позициям находились те колосские христиане, что в прошлом были иудеями. Для них тема еды тоже являлась важной, ведь закон Моисея делил продукты на дозволенные (кошерные) и недозволенные.
В какой-то момент тема пищи стала чрезвычайно волнительной для Колосской церкви — начались споры и ссоры, что может христианин есть, а от чего должен отказываться. Конфликт настолько разросся, что основателю Колосской церкви — апостолу Павлу — пришлось вмешаться и направить послание, где были расставлены все акценты. С одной стороны, Павел подчеркивает, что духовная жизнь подразумевает собранность. Нельзя считать себя человеком верующим и вести расхлябанное существование.
Вера, безусловно, проявляет себя через слова и поступки. Но в то же время не следует думать, что внешние вещи могут сами по себе осквернить человека. Мир создан Богом, а потому мир благ. Да. Мы его сами искажаем злом, которое творим, неверно проявляя дарованную нам свободу. Потому никакая пища сама по себе не может осквернить человека.
Оскверняем себя мы сами, когда через еду проявляем свою порочность, греховную слабость. Вот в чем состоит смысл практики пищевого поста. Мы не отказываемся от каких-то продуктов, потому что они греховные. А потому что хотим, с Божьей помощью, преодолеть себя и верно расставить приоритеты. Кто в моей жизни имеет главенство — Бог или, например, колбаса? Колбаса сама по себе ни хороша, ни плоха. Хорошей или плохой делает её наше к ней отношение. То же самое можно сказать и о других проявлениях материального.
Но и это еще не всё. Логика апостола Павла имеет отношение и к религиозным вещам. В других религиях есть посты, поклоны, молитвы. Сами по себе такие духовные практики ни хороши, ни плохи. Значение они приобретают тогда, когда адресуются к кому-то или чему-то. Пост, посвящённый какой-нибудь Афродите, наверное, поможет похудеть, но вряд ли даст истинное просвещение. Поклоны, ставшие частью полуоккультной восточной практики, приведут мышцы в тонус. Но в том ли смысл поклонов?
Любое наше внешнее самопроявление оценивается на основании того, какое чувство, как стремление мы положили в основание. И если мы действительно хотим быть христианами, мы призваны наши действия соотносить со Спасителем, посвящая ему это скоромное приношение. Чтобы оно было освящено и стало мостиком между нами и Царством Божиим. В том и состоит смысл прозвучавшего чтения из послания апостола Павла к Колоссянам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 123. Богослужебные чтения

Известный барон Мюнхаузен, конечно, утверждал, что безвыходных положений не бывает. Но это, к сожалению, не так. И подчас обстоятельства жизни складываются таким образом, что остаётся надеяться исключительно на чудо. Об этом говорится в псалме 123-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Прозвучавший псалом был, скорее всего, написан царём и пророком Давидом. Во всяком случае, о том свидетельствует надписание, которое мы можем найти в еврейской Библии. Как известно, царю Давиду приходилось воевать с соседями, чтобы обезопасить Израильское царство от внешних опасностей. И услышанный нами псалом был составлен Давидом в разгар крайне непростой военной кампании.
Давиду пришлось вступить в войну с соседней Сирией. Та значительно превосходила древний Израиль по количеству войск, поэтому царю пришлось мобилизовать почти всё мужское население. В результате на юге страны не осталось тех, кто мог бы защитить ветхозаветный Израиль от вторжения с данного направления. И этим обстоятельством воспользовалась соседняя Идумея. Идумеяне вторглись на территорию Израиля и готовы были отрезать Давида и его войско от Иерусалима, захватив столицу. Положение казалось безвыходным.
Но то, что казалось безнадёжным с человеческой точки зрения, не являлось таковым с точки зрения Божественной. Библейская история умалчивает, как удалось остановить нападение идумеев. Но в псалме 123-м мы видим констатацию следующего факта: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас». Нашествие иноплеменников было настолько сильным, агрессивным, что Давид сравнивает это нападение с наводнением.
Не было у Давида и его подданных никакой надежды, кроме Бога. И Господь стал защитником Своего народа. Прежде всего, потому, что и царь, и вся страна иудейская в то время жили благочестиво, не шли против заповедей Божиих. И конечно — искали не войны, но мира! Потому всё и закончилось благополучно. Или как читаем мы в псалме: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились».
И Давид от всего сердца благодарит Бога за помощь, только Господу обращая хвалу, Ему адресуя благодарность. Или как читаем мы в псалме: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю». Мы живём в неспокойные времена, отчасти напоминающие те, что выпали на долю пророка Божия. Будем же, подобно Давиду, просить Бога о помощи, а сами постараемся жить по Его заповедям. Ведь, как учит нас псалом 123-й, Господь помогает только тем, кто не на словах, а на деле живёт по воле Его.
Псалом 123. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 123. (Церковно-славянский перевод)
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема