
Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В адрес верующих часто звучат обвинения в наивности и инфантильности. Чего скрывать — действительно, есть среди нас те, кто еще не достиг личностной зрелости и, бывает, путает главное со второстепенным. Но это не означает, что церковная педагогика несовершенна по умолчанию. Расставить верные акценты нам поможет отрывок из второй и третьей глав послания апостола Павла к Колоссянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»
22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Христиане древнего города Колоссы по большей части пришли в христианство из язычества. Но не обычного, а довольно позднего извода — делавшего акцент на необходимости воздержания. Например, там имелись довольно строгие правила в отношении еды. Пища делилась на чистую и нечистую. Довольно близко к этим позициям находились те колосские христиане, что в прошлом были иудеями. Для них тема еды тоже являлась важной, ведь закон Моисея делил продукты на дозволенные (кошерные) и недозволенные.
В какой-то момент тема пищи стала чрезвычайно волнительной для Колосской церкви — начались споры и ссоры, что может христианин есть, а от чего должен отказываться. Конфликт настолько разросся, что основателю Колосской церкви — апостолу Павлу — пришлось вмешаться и направить послание, где были расставлены все акценты. С одной стороны, Павел подчеркивает, что духовная жизнь подразумевает собранность. Нельзя считать себя человеком верующим и вести расхлябанное существование.
Вера, безусловно, проявляет себя через слова и поступки. Но в то же время не следует думать, что внешние вещи могут сами по себе осквернить человека. Мир создан Богом, а потому мир благ. Да. Мы его сами искажаем злом, которое творим, неверно проявляя дарованную нам свободу. Потому никакая пища сама по себе не может осквернить человека.
Оскверняем себя мы сами, когда через еду проявляем свою порочность, греховную слабость. Вот в чем состоит смысл практики пищевого поста. Мы не отказываемся от каких-то продуктов, потому что они греховные. А потому что хотим, с Божьей помощью, преодолеть себя и верно расставить приоритеты. Кто в моей жизни имеет главенство — Бог или, например, колбаса? Колбаса сама по себе ни хороша, ни плоха. Хорошей или плохой делает её наше к ней отношение. То же самое можно сказать и о других проявлениях материального.
Но и это еще не всё. Логика апостола Павла имеет отношение и к религиозным вещам. В других религиях есть посты, поклоны, молитвы. Сами по себе такие духовные практики ни хороши, ни плохи. Значение они приобретают тогда, когда адресуются к кому-то или чему-то. Пост, посвящённый какой-нибудь Афродите, наверное, поможет похудеть, но вряд ли даст истинное просвещение. Поклоны, ставшие частью полуоккультной восточной практики, приведут мышцы в тонус. Но в том ли смысл поклонов?
Любое наше внешнее самопроявление оценивается на основании того, какое чувство, как стремление мы положили в основание. И если мы действительно хотим быть христианами, мы призваны наши действия соотносить со Спасителем, посвящая ему это скоромное приношение. Чтобы оно было освящено и стало мостиком между нами и Царством Божиим. В том и состоит смысл прозвучавшего чтения из послания апостола Павла к Колоссянам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема