В молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который поётся — как издавна обозначено — «во всякой скорби душевной и обстоянии», — перед каждой из девяти песен поэтического гимна, исполняется так называемый ирмос (по-гречески связь). Это — вступительная строфа-образец, отсылающая молящегося к ветхозаветным прообразам. Я прочитаю ирмос к шестой песне канона:
«Молитву пролию ко Гсподу, и Тому возвещу печли моя, яко зол душ моя исплнися, и живт мой ду приближися, и молюся яко Ина: от тли, Бже, возведи мя...» Как мы слышим, тут вспоминается древнейший ветхозаветный пророк Иона, попытавшийся убежать от Бога и вскоре раскаявшийся в своём грехе.
На рубеже XVIII и XIX веков, когда Александр Пушкин был ещё младенцем, двадцатилетняя поэтесса Мария Поспелова сложила дивный поэтический вариант этого ирмоса шестой песни канона ко Пресвятой Богородице:
Молитву пролию ко Господу.
К Тебе, о Боже мой! молитву пролию;
Тебе я возвещу печальну скорбь мою:
Под бременем ея душа моя страдает;
Душевная болезнь телесну плоть снедает;
К Тебе с Ионою молящейся внемли:
О Боже! помоги, избавь от смертной тли.
Мария Поспелова, Ирмос, около 1800 года
Прочитав переложение Поспеловой, я вспомнил о пушкинском шедевре — переложении великопостной молитвы Ефрема Сирина («Отцы-пустынники и жены непорочны...»), созданном в 1836-м.
...Мы с вами привыкли говорить о нашем великом поэте, как о создателе современного литературного языка. Так вот, читая Поспелову, я думал о том, что подобно её великим современникам — Державину и Карамзину (оба, кстати, успели благословить юное дарование Маши) — и она по праву может считаться, пусть и не слишком заметной, но всё-таки — одной из предтеч Пушкина на этом поприще.
Девятый ребёнок в семье, Мария Алексеевна Поспелова умерла от чахотки осенью 1805 года, выпустив две книжки стихотворений.
Из поэтов-женщин двух веков она начала раньше всех и прожила меньше всех — всего 25 лет, успев восславить в своих стихах — вослед Державину — полководца Александра Васильевича Суворова и поздравив пылкой одой восшествие на престол императора Александра Павловича. Эпитафия на её могильном камне кончалась словами о том, что — цитирую — «...Но дни ее пресек неотвратимый рок, / И смерть похитила бессмертия венок, / Который музы обещали...»
Наше доброе поминание Марии Поспеловой я закончу её стихотворением «Молитва», но прежде приведу ценные слова литературоведа-антологиста Виктора Калугина:
«...Мария Поспелова стоит у истоков именно молитвенной женской поэзии, а не просто женской лирики или особого, чисто женского восприятия мира...»
Начало всех вещей, Творец Премудрый света!
Тебя молю, Тебя всех благ, существ предмета.
Что выше солнечных пролей ко мне лучи,
Чтобы светили мне во мраке и ночи,
Что жизни лабиринт всечасно окружает,
Что нас с прямой небес дороги совращает,
И просвети мой ум Ты истиной небесной;
Наставь меня на путь премудрости чудесной;
Отверзи светлыя небесныя врата,
Где Серафимов тмы, где Ангел красота
Над тысячми миров сияют безконечно,
Где, Боже! свой престол поставил Ты предвечно,
Где хоры Ангелов поют Тебе «Трисвят»,
По сферам и мирам хвалу Тебе гласят.
Я с бренныя земли глас к небу возношу,
Источника щедрот и милости прошу.
С высот небеснаго Престола на земли
Надежды, веры глас Творец небес внемли,
Лучом любви меня небесной оживи
И снова милости свои ко мне яви;
Волнение страстей мятежных укроти,
Стенание мое в спокойство обрати,
Дабы водимая Божественной рукою
Приятнейшим путем шла к вечному покою,
К блаженству, коему не может быть конец,
Чтоб от Тебя принять безсмертия венец.
Мария Поспелова, «Молитва», около 1801 года
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM