Адрес: ул. Кузьминская, д.7, стр.1
Ах, какие названия!
Щучий пруд, Шибаевский пруд, Нижний Кузьминский, Верхний Кузьминский.
Тополевая аллея, Заречье и Зареченская улица.
Влахернское-Кузьминки – так назывался этот дивный уголок до революции.
Эта старинная усадьба на юго-востоке столицы. В свое время считалась лучшей в Москве и третьей по красоте в России (после Петергофа и Павловска) и входила в десятку лучших садово-парковых ансамблей мира.
Как же появилась усадьба? В 1702 году Петр I изъял у Симонова монастыря земли и мельницу на берегу запруженной речки, и передал их за особые заслуги своему сподвижнику, «именитому человеку» Григорию Дмитриевичу Строганову.
Позже усадьба перешла князьям Голицыным.
В середине XVIII столетия Кузьминки украсил каменный храм, построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Жеребцова. Позднее здание перестроил еще один признанный мастер классицизма – Родион Казаков. Мало того, в создании этого шедевра участвовал и Андрей Воронихин – автор проекта Казанского собора в Санкт-Петербурге. Над интерьерами церкви трудился выдающийся зодчий Доменико Жилярди.
А называется церковь Влахернской. И знаете почему?
В 1654 году в Москву из Влахернского монастыря на берегу Босфора привезли икону Божией Матери. По преданию она была написана самим Евангелистом Лукой, и почиталась как чудотворная. Царь Алексей Михайлович лично перенес образ в Успенский собор Кремля. С почитаемой иконы сделали несколько списков. И один из них был передан Строгановым, которые и возвели в Кузьминках храм для родовой святыни.
Как водится, после революции следы иконы затерялись. А лет 30 назад Влахернский образ из Кузьминок обнаружили в запасниках Третьяковской галереи.
В начале 90-х Влахернский храм попал в список московских святынь, подлежащих восстановлению в первую очередь. И всего за несколько лет Влахернское преобразилось. По старинным чертежам воссоздали колокольню, внешнее и внутреннее убранство церкви.
И сейчас, посетив усадьбу, вы можете не только увидеть храм, удивительным образом вписанный в окружающий парковый ансамбль.
Не менее важно и то, что в храме хранится современный список Влахернской иконы.
Так что записывайте в память место, которое вы обязательно должны посетить – Влахернское-Кузьминки.
Контакты: храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках
Адрес: ул. Кузьминская, д.7, стр.1
Как проехать:
От м. Рязанский проспект, авт.№29, маршр. №429 до остановки "Кузьминский парк" (конечная), от м.Текстильщики: тр.№27,38, маршр.№338 до остановки "Ветеринарная академия" (конечная), далее 5 мин. пешком по ул.Кузьминская до храма (Парковая аллея).
Адрес сайта: http://vlahernskoe.prihod.ru/
Схема проезда:
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.