Рассказчица древних былин, исполнительница духовных стихов — Мария Дмитриевна Кривополенова — знаменитая сказочница с Русского Севера.
Мария Дмитриевна родилась в 1843 году и рано осталась сиротой, воспитывал ее дедушка, который и передал ей мастерство сказа. Подросла, вышла замуж за такого же, как и она, крестьянина, правда, неудачно. Мария осталась одна, без средств к существованию. И пошла по деревням и селам нищенкой Христа ради. Благодаря содействию известной эстрадной исполнительницы Ольги Эрастовны Озорковской, Мария Дмитриевна объездила Москву, Петербург, Тверь, Малороссию, Кавказ с гастролями. Но всё, что заработала на гастролях, она быстро раздала по возвращении домой, говоря: «Сколько люди мне помогали, теперь мое время».
Что писал о Кривополеновой в 1922 году журнал «Россия»?

В сентябре 1915 года Большая аудитория московского Политехнического музея была заполнена до отказа. Столько народа не собиралось в «Политехе» даже на поэтические вечера стремительно набиравшего тогда популярность Маяковского. Наконец, все расселись по местам. Свет слегка приглушили. И на сцену вышла... маленькая старушка в тёмном повойнике — традиционном русском головном уборе, и поношенном крестьянском сарафане. По старинному обычаю, поклонилась в пояс на три стороны. Зазвучал её голос — протяжный, напевный, глубокий. Плыл над залом негромкий северный говор. Старушка рассказывала про богатырей Вольгу Святославича и Илью Муромца. И всем казалось, что они слышат грозную поступь богатырских коней. Три часа маленькая женщина на сцене рассказывала древние былины, пела духовные стихи. Зрители слушали не отрываясь. А потом расходились — счастливые, наполненные ощущением светлого чуда. Своим удивительным даром щедро делилась с людьми Мария Дмитриевна Кривополенова — народная сказительница, песенница и сказочница с Русского Севера.
В родной деревне Веегора, что под Архангельском, на берегу реки Пинеги, Марию Дмитриевну звали Махонькой. Маленькая, худая — такой она оставалась до глубокой старости. Она родилась в 1843 году и рано осталась сиротой. Воспитывал Машу дедушка, Никифор Никитич. Он и передал ей мастерство сказа. Мария Дмитриевна говорила: «Я у дедушкиных ног на скамеечке сидеть любила и с девяти лет возраста внялась в его былины и до вас донесла». Жизнь у Махоньки складывалась непросто. Подросла, вышла замуж за такого же, как и она, крестьянина. Да только вот уже через год супруг променял жену на «зелёного змия». Всё добро прокутил, сам уехал куда-то на заработки, да так и не вернулся. Мария осталась одна, без средств к существованию. И пошла по деревням и сёлам нищенкой Христа ради. Приходила в селение, становилась посреди улицы или возле церкви, и заводила «старинки» — так называли на Севере древние народные сказания. Глядь — через минуту вокруг Марии Дмитриевны уже яблоку негде упасть. Люди слушали и не могли наслушаться. Просили: «Сказывай ещё, матушка!» Кто-нибудь подавал Махоньке монетку или кусок хлеба. Тем и кормилась Мария Дмитриева Кривополенова до 72 лет.
В 1915 году по Архангельской губернии путешествовала Ольга Эрастовна Озаровская — известная эстрадная исполнительница народных песен и собирательница фольклора. В одной из деревень она увидела маленькую старушку-нищенку. Озаровская дала ей несколько монет. В благодарность за милостыню старушка спела женщине несколько былин. Озаровская была потрясена. Ничего подобного ей слышать ещё не приходилось! В Москву Ольга Эрастовна вернулась не одна. Вместе с нею в первопрестольную приехала Махонька. Озаровская организовала сказительнице гастроли. Москва, Петербург, Тверь, Малороссия, Кавказ — со своими сказаниями Мария Дмитриевна Кривополенова объехала пол-России. И всюду, где бы ни бывала, люди после её концертов становились чуточку счастливее. «Спасибо, бабушка!» — от души благодарили её зрители. На выступления Кривополеновой приходили поэт Борис Пастернак и скульптор Сергей Конёнков. И каждый слушатель стремился пожать маленькую, сухонькую ладонь старушки, которую она ещё совсем недавно смиренно протягивала за милостыней.
Мария Дмитриевна скучала по родным местам. Через три месяца она вернулась домой. Всё, что заработала на гастролях, быстро раздала. Говорила: «Сколько люди мне помогали, теперь моё время». И опять отправилась странствовать. Вдруг — как снег на голову — известие. Новая советская власть назначила Махоньке пенсию как выдающемуся деятелю русской культуры. Сам Луначарский пригласил Марию Дмитриевну в Москву. Ей рукоплескал Большой зал Московской консерватории. В 1922 году журнал «Россия» писал о Кривополеновой: «Обаяние её личности, твердой, светлой и радостной, отражается в исполнении, и так понятен восторженный возглас толпы, одинаковый во всех городах». Те, кому посчастливилось слышать и видеть сказительницу, говорили, что и в её голосе, и в лице, светилась огромная любовь к людям.
Все выпуски программы Жизнь как служение
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема