Флп., 244 зач., III, 1-8.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я думаю, каждому благонравному христианину хорошо известно состояние глубокого удовлетворения от исполненного нравственного долга — строго выдержанного поста, длительной молитвы, значимой помощи ближнему — и этот перечень можно продолжать долго. В третьей главе своего послания к Филиппийцам апостол Павел даёт нам очень конкретный совет, как следует дальше поступать с этими нашими «духовными инвестициями». Отрывок из этой главы читается сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
Для начала немного углубимся в греческий текст прозвучавшего сейчас послания к Филиппийцам. Апостол Павел использует понятия вполне земные, даже рыночные: ζημία — «ущерб» или «потеря», κέρδος — выгода. Русский перевод как «тщета» и «превосходство» не показывает всей напряжённости апостольского образа: но ещё большая разница в другом слове — σκύβαλον — переведённом на русский как «сор». Но это не просто безобидный «мусор» — это именно вонючие отбросы.
Что же заставило Павла так жёстко выразиться? Именно то, что для определённой части христиан воспринималось как преимущество перед обратившимися язычниками — а именно изначальная причастность иудейской вере. Апостол хлёстко показывает, что ради Христа он «изверг из себя» все свои предыдущие превосходства — которые оказались не помощниками, а абсолютными препятствиями в его приближении к Иисусу. Казалось бы, всё то, чему многие искренне завидовали, — ритуальная чистота, благородство происхождения, близость к высоким духовным учителям, неукоризненная родословная — Павлом вдруг решительно обесценивается. Но зачем? Ответ — в словах, которые сразу же следуют за сегодняшним чтением: апостол Павел хочет «найтись во Христе» не с собственной праведностью от закона — но только с «праведностью по вере» — для которой дела, какими бы выдающимися они ни были, — всегда будут второстепенны.
Вывод, к которому апостол нас сегодня подталкивает, будет не очень для нас приятен. Вместе с апостолом мы призваны научиться все те добрые поступки и дела благочестия, которые совершаем, воспринимать в наших отношениях со Христом — как «отходы», то, что не может не появиться в процессе «готовки» или «переваривания пищи» — но что точно уж не стоит превозносить и поднимать на пьедестал или предъявлять другим людям.
И здесь хочется сделать небольшое уточнение. Любой, кто сам готовил какое-то блюдо, знает: никогда не бывает так, чтобы после готовки не оказалось отходов и мусора. Но представьте, что мы скажем о поваре, который вместо ароматно пахнущего блюда предложит гостям ресторана посмотреть, сколь сильно он насорил на кухне и как много кастрюль испачкал! У нас, христиан, есть только одно самое главное блюдо, на приготовление которого и должны тратиться все наши силы — это вера. Вера как состояние предельной открытости нашему Господу, абсолютного доверия и вверенности в Его руки. Нам постоянно хочется улизнуть, смыться, слиться из этого неустойчивого состояния — и все наши добрые дела, исполнение заповедей и церковных правил — не более чем инструменты, которые помогают нам удерживать себя в этом состоянии.
Как же важно почаще вспоминать эти слова апостола про «отходы» — особенно когда появляется помысел укорить своих домашних, вернувшись домой после долгой церковной службы!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.