Боярина Василия Даниловича Верховского на Смоленщине знал каждый. Когда-то он был воеводой — так в 18 веке называлась должность главы губернии — и прославился на этом поприще своей мудростью, добротой и милостью. Уже много лет Василий Данилович и его супруга Анна Ивановна с детьми, которых у них было восемь, тихо и мирно жили в своём имении в деревне Буловицы. Верховскому было 60 лет, а его жене — за сорок. В силу своего немолодого возраста они не чаяли снова стать родителями. Но произошло чудо. 4 апреля 1767 года у Василия Даниловича и Анны Ивановны родился сын.
Счастливые родители нарекли новорождённого Захарией. Подрастая, мальчик всё время проводил возле родителей. Вместе с ними ходил раздавать милостыню нищим; принимал в доме странствующих богомольцев. По утрам Захар просыпался раньше всех, будил мать с отцом, сестёр и братьев, и торопил, чтобы не опоздать в храм на Литургию. А вечером садился у ног матушки и внимательно, с замиранием сердца, слушал, как она читает жития святых.
С детства Захар не расставался с Евангелием. Взял он его с собою и в Петербург, куда вместе с братьями отправился по настоянию отца. Василий Данилович, как бывший воевода имел в столице связи и смог устроить сыновей на службу в царский полк. Захару тогда едва исполнилось пятнадцать, но духовно он оказался намного старше своих взрослых братьев. Те, почувствовав вкус свободы, пристрастились к картам и проигрывали всё, что присылали родители из дому, включая и долю Захара. Но юноша ни словом не упрекал братьев. Наоборот, жалел их, когда те особенно крупно проигрывались. Глядя на младшего брата, старшие образумились и пообещали Захару больше никогда не брать в руки карт.
А вскоре пришло скорбное извести о смерти отца и болезни матери; братья спешно вернулись домой. Анна Ивановна, предчувствуя скорую кончину, попросила сыновей при ней разделить между собою имение и деньги, оставшиеся от отца. «Делите по чести, поровну, никого не обижая», — предупредила она. Братья ушли в комнату совещаться. Вдруг Анна Ивановна услышала, как они стали громко спорить. Старший говорил: «Я главный, я хочу взять всё...». Средний возражал: «Как бы не так, половина моя!» Донёсся до матери и робкий голос Захарии: «А я разве не такой же наследник, как и вы, почему вы хотите лишить меня участия?» Встревоженная Анна Ивановна поспешила к сыновьям и стала укорять их за раздор. Но оказалось, что братья делили между собою... батюшкин долг, который вместе с остальным наследством теперь перешёл к ним. Каждый из них хотел понести на себе часть бремени. Тронутая мать кинулась обнимать и благословлять детей.
Через год Анна Ивановна скончалась. 19-летний Захария тяжело переживал разлуку с матерью. Сёстры его к тому времени уже были замужем, братья тоже жили своей жизнью. Сидя в опустевшей материнской комнате и глядя на икону Богородицы, юноша воскликнул: «Теперь ты, Царица Небесная, будь моей матерью. Тебе вручаю жизнь свою!»
После кончины матери Захария не долго задержался дома. Юноша отправился в Коневецкий монастырь, где принял монашеский постриг с именем Зосима. Пройдёт время, и он станет духовной опорой для многих людей, устроителем монастырей, подвижником и молитвенником. Церковь прославит его в лике святых — как преподобного Зосиму Верховского. И в тех монашеских обителях, которые появились благодаря трудам старца Зосимы, всегда поминали в молитвах его любимых родителей — Василия и Анну.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова