
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православная Румыния — страна особенная! Некоторые ее традиции и обычаи для России необычны. Помню, как я однажды отправился на одну церковную конференцию в Румынию, и стал невольным свидетелем интересной беседы между ее участниками. Несколько священников довольно бурно обсуждали какую-то тему, и я попросил своего знакомого румынского священника перевести мне суть их разговора.Оказалось, что священники обсуждали... отметки. В смысле — оценки за какие-то экзамены. Это при всем при том, что на студентов они вовсе похожи не были. Суть разговора сводилась к тому, что кому-то необходимо успешно сдать несколько экзаменов. Иначе человеку грозила незавидная участь.
Я попросил своего знакомого объяснить мне, в чем заключается смысл разговора. Что за экзамены обсуждали священники и почему за их несдачу кому-то грозит незавидная участь? Оказалось, что в Румынской Церкви существует уникальная система контроля за образовательным уровнем духовенства. После того, как в Румынии окончились гонения на Церковь со стороны государства, по всей стране стали активно восстанавливаться храмы и монастыри. Вскоре выяснилось, что привести в порядок здания проблемы не составляет, так как в Румынии все разрушенное коммунистами церковное имущество восстанавливалось при помощи государства. Значительно труднее найти достойных священников.
Первоначально в сан священника поставлялись почти все подходящие для этого православные мужчины. Подчас не имевшие должного образования. Это привело к печальным результатам. Необразованные священники регулярно допускали ошибки в совершении богослужения, не могли проповедовать, имели заблуждения в области вероучения.
Руководство Румынской Церкви решило исправить сложившуюся ситуацию. Вот что получилось в итоге. Все приходы Румынии были разделены на несколько категорий: столичные, городские и сельские. Для каждой из категорий приходов был определен уровень образованности священника. Для служения на сельском приходе достаточно было семинарского образования, а вот для городского или столичного прихода нужно было окончить еще одно высшее церковное учебное заведение — богословский факультет в одном из румынских университетов.
Но это еще не все. Через пять лет после рукоположения каждый священник в Румынии обязан сдать несколько экзаменов по богословским дисциплинам — так сказать подтвердить свою квалификацию. Подобное испытание нужно пройти затем еще через пять лет, то есть через 10 лет после рукоположения. Если священник успешно сдает эти экзамены, то остается на своем прежнем приходе или переводится на приход из более высокой категории. Если же он неудачно сдает экзамены, то может оказаться, в итоге, в самом дальнем селе или вовсе быть запрещенным в служении за нерадение.
После всего узнанного я, наконец, понял, о чем так оживленно говорили друг с другом румынские священники и почему так бурно обсуждали они отметки за какие-то экзамены. Ведь от этих экзаменов действительно зависела дальнейшая судьба их знакомого.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема