
Фото: Tapio Haaja / Unsplash
Финляндия — страна необычная. Многое здесь самобытно и не похоже на привычные нам вещи. В течение чуть более века Финляндия входила в состав Российской империи. Независимость от России финны получили в 1917 году, но не стали рвать культурных связей. Православие до сих пор считается в Финляндии государственной религией, хотя православных в этой стране совсем не много — чуть более одного процента.
В середине двадцатого века Финская Православная Церковь поменяла свое административное подчинение и теперь входит в состав Константинопольского Патриархата. Несмотря на это, богослужение в местных храмах совершается на финском, церковнославянском и русском языках. Еще одна необычная черта финского Православия состоит в том, что местная Церковь единственная из всех Православных Церквей живет по григорианскому календарю и празднует с западными христианами не только Рождество, но и Пасху.
В большинстве своем финские православные проживают в местном регионе Северная Карелия, граничащем с российской Карелией. Культурным и образовательным центром этого региона является город Йоэнсуу. Йоэнсуу сильно напоминает городок среднерусской местности. Чем-то он похож на Переславль-Залесский или Суздаль. Центральная улица Йоэнсуу называется «Церковной» и ведет к построенному до революции деревянному храму в честь святителя Николая.
В Йоэнсуу несколько лет назад был открыт центр православной культуры, в котором не только проводятся различные мероприятия, но и располагается постоянно действующая выставка. На ней представлено более 150 работ финского художника Пентти Оксанена, на которых он запечатлел все православные храмы, часовни и молельные дома Финляндии.
Действует в городе и православная семинария, активно сотрудничающая с Санкт-Петербургской духовной академией. Рядом с семинарией в традициях византийской церковной архитектуры построена каменная церковь в честь святого Иоанна Богослова. Семинария в Йоэнсуу это учебное заведение уровня училища, которое готовит чтецов и псаломщиков для служения на местных приходах.
Обычно выпускники семинарии продолжают обучение в том же городе Йоэнсуу — в Университете Восточной Финляндии. Здесь имеется факультет теологии, где студенты могут изучать или лютеранство, или православие. Преподавание богословия в университете осуществляют православные или протестантские священнослужители. Студенты имеют право выбора — чье вероучение изучать. Могут они посещать и лекции по обоим направлениям.
Диплом об окончании университета в Йоэнсуу по специальности «Православное богословие» дает возможность стать православным священнослужителем. Таким образом, семинария и университет Йоэнсуу имеют для Финской православной церкви важное значение и статус так сказать «поставщиков» свежих церковных кадров.
Все выпуски программы Вселенная православия
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема