
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 236 зач., I, 8-14.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Древней Церкви, а также в письменных источниках той эпохи, есть немало такого, что для нашего современника кажется довольно странным. А лидирует здесь, конечно же, история мученичества, которая стала не причиной исчезновения христианства, но напротив, привела к ещё большему его распространению, что позволило раннехристианскому писателю Тертуллиану произнести его знаменитые слова: «Кровь мучеников есть семя Церкви». Тертуллиан имел в виду, что мученики своим исповедническим подвигом приводили людей в Церковь, и что Церковь росла по мере увеличения количества мучеников за Христа. Это кажется странным, но именно так и было. Более того, ещё до эпохи гонения на христиан исповеднический подвиг приводил к тому же самому: люди видели страдальцев Христовых и с большим усердием шли за Христом. Об этом писал и апостол Павел в 1-й главе Послания к Филиппийцам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит в православных храмах во время божественной литургии.
Глава 1.
8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
Здесь апостол Павел совершенно ясно и недвусмысленно написал о прямой зависимости между его пребыванием под стражей и той смелостью, с которой другие христиане начали проповедовать Христа, узнав о пребывании апостола в заключении. Конечно, нам это кажется странным. Но странным это казалось уже в IV-м веке по Рождестве Христовом, именно тогда святитель Иоанн Златоуст, комментируя эти слова апостол Павла, высказал своё недоумение: «Что говоришь ты, Павел? Узы не тоску наложили, а смелость, не страх, а влечение? Эти слова непоследовательны». Впрочем, святитель Иоанн не делал попыток объяснить произошедшее с помощью каких бы то ни было, к примеру, психологических ухищрений, далее он прямо сказал, что случившееся выходит за рамки естественного хода событий и ничем земным объяснено быть не может: «Но это произошло не сообразно последовательности дел человеческих, а было сверх природы и совершилось по божественной благодати. Поэтому, что в других производило тоску, то ему доставляло смелость».
Здесь, среди прочего, любопытно вот что: если мы сегодня стремимся все факты объяснить исключительно с рациональных позиций, в том числе и факты, изложенные в Священном Писании, то святитель Иоанн, как и многие другие святые, предпочитали принимать всё так, как оно есть, и не пытался с помощью домыслов объяснить то, что объяснению не подлежит. Это вовсе не связано с низким уровнем развития науки во время жизни святителя Иоанна, это нечто совершенно иное, а именно — прекрасное понимание границ познавательных способностей человека, это, если угодно, то смирение, без которого невозможно постичь Бога и Его действия в нашем мире.
Но вернёмся к апостолу Павлу и его заточению, ставшему причиной ещё большего распространения вести о Христе Воскресшем. Святитель Иоанн Златоуст всё же попытался объяснить изложенную в Писании истину, и его объяснение, пожалуй, ещё долго будет оставаться непревзойдённым по своей глубине, красоте и изяществу. Размышляя о том, почему ученики не испугались, а, напротив, исполнились деятельного оптимизма, он сказал так: «Они видели тело [апостола] связанным, а язык не связанным, руки — скованными, а слово разрешённым и быстрее солнечного луча, обегающим всю вселенную. И то для них делалось утешением, когда они на деле научались, что ничто из настоящего не ужасно».
В самом деле, для того, кто пребывает в общении с Богом и ожидании встречи со Христом, нет ничего ужасного ни в чём из событий видимого мира, потому что для таких людей Бог предстаёт гарантом конечного блага, ну а все невзгоды, печали, трагедии и волнения жизни в физическом мире они видят в перспективе вечности, более того, Бог Сам им открывает Свой благой замысел, и даже самое страшное и непонятное обретает свой смысл, теряя вместе с этим трагическую пугающую безысходность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 131. Богослужебные чтения
Я сейчас задам вам один вопрос — только не подумайте, пожалуйста, что у меня, как говорят, «не все дома». И вот вопрос: а какой у Бога... адрес?
Да, вы правы: конечно же, это сознательная провокация! Но — не будем спешить с осуждением — а лучше послушаем 131-й псалом Давида, который сегодня читается в храмах за богослужением — и потом снова вернёмся к нашему провокативному вопросу.
Псалом 131.
Песнь восхождения.
1 Вспомни, Господи, Давида и всё сокрушение его:
2 Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
3 «Не войду в шатёр дома моего, не взойду на ложе моё;
4 Не дам сна очам моим и веждам моим — дремания,
5 Доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иа́кова».
6 Вот, мы слышали о нём в Ефра́фе, нашли его на полях Иари́ма.
7 Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.
8 Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего.
9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.
10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица́ помазанника Твоего.
11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречётся её: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоём.
12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоём».
13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе.
14 «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.
15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;
16 Священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.
18 Врагов его облеку стыдом, а на нём будет сиять венец его».
Я не буду допытываться, насколько внимательно вы слушали псалом и услышали ли ответ на вопрос про «адрес Бога». Для начала разверну вопрос вот в каком ключе: а зачем вообще так ставить вопрос — Бог — и адрес? Разве Бог — не Вездесущий? Разве Бог — не Дух — «который повсюду и всё Собой наполняет?» Конечно же, да, и с этим спорить не стоит. Но — всё же есть определённые нюансы.
Приходилось ли вам когда-нибудь оказаться в гостях с пустыми руками? Согласитесь, так себе история. Сколько бы ни разглагольствовать о том, как мы любим дорогих хозяев и как мы рады их поздравить — но всё же когда в руках есть хоть что-то — гораздо спокойнее и правильнее. Не потому, что без этого нельзя — а просто потому, что всё «неовеществлённое» несёт в себе определённую долю «гипотетичности», «нереальности», или проще — надуманности.
И то, что в псалме Давид чётко проговаривает «адрес Бога», — а именно гору Сион, которую и избирает Сам Бог «в жилище Себе» — очень важный ориентир для людей веры. Казалось бы, в человеческой логике Бог мог бы избрать для Себя нечто грандиозное, фантастическое по своим характеристикам — например, Ниагарский водопад или Эверест, или что-то ещё не менее масштабное. Однако Он избирает ничем не выдающийся холм — потому что Сион — это даже не гора, внутри самого Иерусалима перепад высот не более 100 метров. Но именно то, что это место избрано Богом — и делает само место исключительным «адресом Бога».
Если указан «точный адрес» — становится понятнее, куда направлять свои духовные усилия. Адрес — всегда «точка привязки», или так и хочется сказать — «прописки»; и как долго бы ни отсутствовал «адресат» — всё равно «корреспонденцию» он получит. Конечно же, во времена Давида не было никакой «почты» в нашем нынешнем понимании — но само представление об «адресности», без всяких сомнений, было. Ведь именно об трудность «невидимости», «неосязаемости» Бог и спотыкался постоянно еврейский народ, то и дело «сползая» в идолопоклонство. И Давид делает очень мудрый с точки зрения педагогики шаг: он не «подменяет» Бога каким-то образом, изображением или символом. Он даёт направление — и локацию: смотрите, вот где-то там, вдалеке — на этой невысокой горке — Божие присутствие переживается совершенно иначе, чем в любом другом месте. И, представляете, такой подход — прекрасно работает!
Поэтому когда маленький ребёнок, будучи приглашён в Церковь, говорит — «а что, мы к Богу домой в гости пойдём?» — не стоит его разубеждать: в его словах, скорее всего, больше правды, чем в наших умозаключениях!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храм в селе Еськи». Инна Лобачева
У нас в студии была руководитель общественной организации «Сельская церковь» Инна Лобачёва.
Разговор шел об истории Богоявленского храма в селе Еськи Тверской области и о том, как он возрождается сегодня, а также о документальном фильме «К воскресению», посвященном селу Еськи.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Татьяна Славко
В программе «Светлый вечер» — кризисный психолог, коуч, председатель отделения «Опоры России» города Видное и владелец арт-пространства «Три руки» Татьяна Славко.
Гостья рассказывает о тяжёлой болезни и о том, как в этот период произошёл её осознанный приход к вере. Она вспоминает, что именно в больнице впервые по-настоящему обратилась к Богу с простой молитвой: «Господи, покажи мне мой путь». В разговоре звучит мысль о том, что, когда человек оказывается на грани жизни и смерти, особенно ясно понимается ценность отношений, любви и простого человеческого тепла.
Отдельная тема — проживание кризиса. Татьяна делится личным опытом того, как важно найти внутреннюю позицию, которая помогает выдержать тяжёлый период: в её случае таким ресурсом стали юмор во время лечения и молитва.
Разговор идет о христианском осмыслении коучинга, о честности в предпринимательстве и о «базовых настройках» человека, которые помогают понять своё предназначение.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело











