
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 236 зач., I, 8-14.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Древней Церкви, а также в письменных источниках той эпохи, есть немало такого, что для нашего современника кажется довольно странным. А лидирует здесь, конечно же, история мученичества, которая стала не причиной исчезновения христианства, но напротив, привела к ещё большему его распространению, что позволило раннехристианскому писателю Тертуллиану произнести его знаменитые слова: «Кровь мучеников есть семя Церкви». Тертуллиан имел в виду, что мученики своим исповедническим подвигом приводили людей в Церковь, и что Церковь росла по мере увеличения количества мучеников за Христа. Это кажется странным, но именно так и было. Более того, ещё до эпохи гонения на христиан исповеднический подвиг приводил к тому же самому: люди видели страдальцев Христовых и с большим усердием шли за Христом. Об этом писал и апостол Павел в 1-й главе Послания к Филиппийцам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит в православных храмах во время божественной литургии.
Глава 1.
8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
Здесь апостол Павел совершенно ясно и недвусмысленно написал о прямой зависимости между его пребыванием под стражей и той смелостью, с которой другие христиане начали проповедовать Христа, узнав о пребывании апостола в заключении. Конечно, нам это кажется странным. Но странным это казалось уже в IV-м веке по Рождестве Христовом, именно тогда святитель Иоанн Златоуст, комментируя эти слова апостол Павла, высказал своё недоумение: «Что говоришь ты, Павел? Узы не тоску наложили, а смелость, не страх, а влечение? Эти слова непоследовательны». Впрочем, святитель Иоанн не делал попыток объяснить произошедшее с помощью каких бы то ни было, к примеру, психологических ухищрений, далее он прямо сказал, что случившееся выходит за рамки естественного хода событий и ничем земным объяснено быть не может: «Но это произошло не сообразно последовательности дел человеческих, а было сверх природы и совершилось по божественной благодати. Поэтому, что в других производило тоску, то ему доставляло смелость».
Здесь, среди прочего, любопытно вот что: если мы сегодня стремимся все факты объяснить исключительно с рациональных позиций, в том числе и факты, изложенные в Священном Писании, то святитель Иоанн, как и многие другие святые, предпочитали принимать всё так, как оно есть, и не пытался с помощью домыслов объяснить то, что объяснению не подлежит. Это вовсе не связано с низким уровнем развития науки во время жизни святителя Иоанна, это нечто совершенно иное, а именно — прекрасное понимание границ познавательных способностей человека, это, если угодно, то смирение, без которого невозможно постичь Бога и Его действия в нашем мире.
Но вернёмся к апостолу Павлу и его заточению, ставшему причиной ещё большего распространения вести о Христе Воскресшем. Святитель Иоанн Златоуст всё же попытался объяснить изложенную в Писании истину, и его объяснение, пожалуй, ещё долго будет оставаться непревзойдённым по своей глубине, красоте и изяществу. Размышляя о том, почему ученики не испугались, а, напротив, исполнились деятельного оптимизма, он сказал так: «Они видели тело [апостола] связанным, а язык не связанным, руки — скованными, а слово разрешённым и быстрее солнечного луча, обегающим всю вселенную. И то для них делалось утешением, когда они на деле научались, что ничто из настоящего не ужасно».
В самом деле, для того, кто пребывает в общении с Богом и ожидании встречи со Христом, нет ничего ужасного ни в чём из событий видимого мира, потому что для таких людей Бог предстаёт гарантом конечного блага, ну а все невзгоды, печали, трагедии и волнения жизни в физическом мире они видят в перспективе вечности, более того, Бог Сам им открывает Свой благой замысел, и даже самое страшное и непонятное обретает свой смысл, теряя вместе с этим трагическую пугающую безысходность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема