
Вот уже несколько дней и ночей императорские гонцы разъезжали по Византии. По велению Царицы Ирины, они по всей стране разыскивали ту, которая была бы достойна стать женой царского сына, молодого императора Константина.
В своих поисках царские послы не обошли стороной и городок Амнию. Ещё издалека они заприметили в нём высокую крышу красивого и богатого дома. Однако человек, встретивший посланников у городских ворот, стал отговаривать их от визита.
— Дом этот только с виду красив и богат, — заявил он. — Внутри же пустота и крайнее обнищание. Там живёт старик Филарет со своей семьёй. Беднее и несчастнее него, пожалуй, во всей Византии не найти!
Действительно, из дверей дома навстречу послам вышел старый седой мужчина в ветхих, штопаных одеждах и стоптанных башмаках. Это и был хозяин — Филарет. Он радушно поклонился гостям и пригласил их войти.
... Ещё совсем недавно Филарет считался самым богатым человеком в городе. Дом его был полной чашей; на плодородных землях паслись бесчисленные стада, сундуки ломились от сокровищ. Однако Филарет не «чах над златом» и не был скуп. С детства он был приучен благоволить к нуждам ближних.
— Разве Господь дал мне моё богатство для того, чтобы я пользовался им в одиночку? — размышлял Филарет. — Нет! Дарованными мне благами я обязан делиться с обездоленными.
И он делился. Ни один человек, в нужде обратившийся к Филарету, не уходил от него без помощи. Дом почтенного старца стал для многих настоящим прибежищем в бедах. Своей добротой и щедростью он прославился больше, чем своим богатством, и заслужил среди людей прозвание Милостивый Филарет.
Но скоро богатство Филарета стало иссякать. И всё же он продолжал помогать людям даже тогда, когда приходилось отдавать последнее. Супруге Филарета, Фиозве, это не нравилось — ведь им самим, и их детям, уже в буквальном смысле нечего было есть! А тут ещё на земли Филарета напали воинствующие племена, и до того разграбили их, что почтенный старец потерял почти всё, что имел. Но люди по привычке продолжали идти со своими бедами к Милостивому Филарету...
У старца оставался один вол, на котором он сам выходил вспахивать чудом сохранившийся клочок земли. Однажды утром к Филарету прибежал сосед.
— Что мне делать, господин, сегодня ночью мой вол околел! — в слезах обратился он к старику.
Филарет немедленно выпряг своего последнего вола, и отдал соседу.
Точно так же он отдал нищему свой последний кафтан, голодному страннику — единственный мешок зерна, который взял в долг у своего дальнего родственника, солдату — коня, бедняку — корову и телёнка. У самого же Филарета и его семьи не осталось ничего.
Возмущённым домашним он отвечал:
— Не сердитесь — у меня есть скрытое богатство, которое намного больше того, что у нас когда-то было.
Родные считали, что Филарет обманывает их; он же искренне верил, что Господь не оставит в беде его семью.
И вот однажды на пороге обнищавшего дома Филарета появились царские гонцы. Когда хозяин узнал, что гости присматривают невесту молодому императору, он вывел к ним свою юную внучку Марию. Послов поразила её красота и кротость; они пригласили всё семейство поехать с ними в Константинополь.
Увидев Марию, император не смог отвести от неё глаз; было решено как можно скорее играть свадьбу. Нищий Филарет стал дедом царицы, а император наградил его таким богатством, какого не было у него и в самые лучше годы.
Вернувшись домой, Филарет велел собрать пир — такой, на который не стыдно было бы позвать новых царственных родственников. А сам пошёл по улицам города, и привёл к столу всех нищих, старых и немощных.
Увидев это, родные Филарета прониклись его искренним бескорыстием, добротой и щедростью. С тех пор и они не оставляли пожертвованиями храмы и помогали бедным. После смерти Филарета Милостивого, которого Церковь прославила в лике своих святых, его супруга основала несколько монастырей и приютов для нищих и больных.
Все выпуски программы Имена милосердия
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.