
Тёплым весенним утром тысяча восемьсот шестидесятого года практически никто из жителей Ставрополя не смог остаться дома. Едва рассвело, горожане устремились к Соборной горе, чтобы стать свидетелями грандиозного события: на Царь-Звоннице Казанского собора должен был «заговорить» новый колокол. Огромный, в пятьсот с лишним пудов, он таинственно темнел в сводчатых прорезях колокольни. Но вот рассветную тишину прорезал его первый удар, гулкий и торжественный. Потом ещё один, и ещё. Колокол благовестил к литургии, а люди восторженно ахали, хлопали в ладоши и подбрасывали вверх шапки.
Многократно превосходящий по размеру все остальные колокола в Ставрополе, этот сразу же окрестили местным Царь-колоколом. Шёпотом сообщали друг другу: отлит он на деньги Лавра Ермоловича Павлова, известного и уважаемого в городе человека, служащего, имеющего, кроме того, ещё и собственное дело. Только это секрет — сам Павлов никакой огласки, а тем более славы, не желает.
...Лавра с юных лет привлекала предпринимательская деятельность. Он видел в ней далеко не только способ обогащения, а, прежде всего, тонкую и интересную науку. Однако, с успехом окончив Московское коммерческое училище, молодой человек не сразу смог применить полученные знания на практике: началась Крымская война, и Павлова призвали в армию. Служить ему, правда, из-за крайней болезненности пришлось недолго, но даже за короткое время он сумел проявить себя, и возвратился с фронта с медалью «За храбрость».
Вернувшись в Ставрополь, Лавр Ермолович открыл контору по сделкам с землёй, но одним лишь частным бизнесом ограничиваться не захотел, и поступил на государственную службу. Помимо прочего, в его обязанности входил контроль над продовольственным обеспечением губернских тюрем и больниц. Специфическая направленность работы очень скоро заставила успешного предпринимателя и умного, тонко чувствующего человека, задуматься о том, что рядом всегда есть кто-то, кому необходима помощь. А он, Лавр Ермолович Павлов, слава Богу, имеет и силы, и средства, чтобы эту помощь оказать.
Так началась новая жизнь Лавра Павлова — жизнь подлинного благотворителя, человека, способного поставить нужды ближнего выше своих собственных.
И колокол для ставропольской Царь-звонницы был далеко не единственным его благодеянием. В тысяча восемьсот сорок девятом году Лавр Ермолович оказал большую поддержку только что открывшемуся Александровскому институту благородных девиц: строительство двухэтажного каменного здания, пять тысяч рублей на первые нужды, ещё десять тысяч рублей на «брачный капитал» для беднейших выпускниц.
Другой дом Лавр Павлов выстроил и пожертвовал Владимиро-Андреевскому православному братству. При его поддержке там было организовано «Убежище для беспризорных детей». Двести бездомных подростков нашли там и кров, и пищу, и заработок. В этом же здании чуть позже открылась бесплатная столовая для бедных и народная читальня.
Поистине замечательным было усердие Лавра Ермоловича к церкви. Для строящегося Софийского храма он заказал в Московской академии художеств несколько икон; на нужды Троицкого собора, Варваринской и Георгиевской церквей он открыл «на вечное пользование» специальный капитал в двенадцать тысяч рублей, проценты с которого храмы могли использовать по своему усмотрению — на ремонт или приобретение необходимой Утвари.
По сей день хранится в Ставропольском государственном архиве завещание Лавра Павлова, которое красноречиво свидетельствует о неизмеримой доброте его сердца.
В свои последние минуты он не забыл ни о храмах, ни о бедных студентах и гимназистах. Он вспомнил даже о чернорабочих, приезжающих в Ставрополь на заработки из других губерний! Павлов завещал средства на открытие для них бесплатной амбулатории.
Отдельным пунктом оговаривалась безвозмездная передача городу участка в двадцать с лишним квадратных саженей. Непременным условием ставилось строительство на нём домов для беднейших семейств города и церкви во имя Преображения Господня, а также бесплатного двухклассного училища.
Воля Лавра Ермоловича была исполнена. Сам же он нашёл свой последний приют неподалёку, обеспечив при этом одного из бедных жителей города заработком — в своём завещании он назначил пожизненное ежемесячное жалованье в сто пятьдесят рублей тому, кто возьмётся выращивать цветы и читать Псалтырь на месте его упокоения.
Все выпуски программы Имена милосердия
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема