
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь того апостола, которого мы называем апостолом любви, — в честь Иоанна Богослова. Его прозвище понятно без объяснений: именно Иоанн раскрыл личность Христа как личность Воплощённой Любви, именно он написал, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Эти слова стали, пожалуй, наиболее известными словами апостола Иоанна, их знают все, даже те, кто не имеет ни малейшего представления о самом Иоанне Богослове. Неудивительно, что в день памяти святого апостола Церковь для нашего назидания избрала для чтения за божественной литургией именно тот отрывок Первого соборного послания Иоанна Богослова, в котором он написал о Боге как о любви. Этот отрывок взят из 4-й главы апостольского послания.
Глава 4.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Многие из слов апостола Иоанна Богослова могут быть выдернуты из своего контекста, и мы знаем, что именно так зачастую и происходит. К примеру, из контекста с лёгкостью можно изъять фразу «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4:16). Ну а дальше при желании можно делать с этой фразой абсолютно что угодно, потому как любовью в современном русском языке обозначаются очень многие состояния, а также и некоторые действия, далеко не все из них имеют хоть какое-то отношение к новозаветному пониманию любви, и есть среди них те, которые, скорее, противоположны тому смыслу, который вкладывал в свои слова апостол Иоанн Богослов.
Но что же имел в виду апостол Иоанн?
Для ответа на этот вопрос нам необходимо вспомнить, что Бог по сути непостижим. Познавать Бога мы можем лишь через Его действия, то есть через внешние проявления, которыми Бог, конечно же, в полной мере не определяется, что кажется вполне очевидным, ведь и человек не сводится к сумме своих проявлений вовне, любой человек всегда превосходит собственные слова и поступки, ну а слова и поступки не способны раскрыть всю полноту природы человека, ни природы физической, ни, тем более, духовной. Так и в отношении Бога: Бог непостижим, но мы можем видеть Его проявления и размышлять о них. Однако здесь мы снова сталкиваемся с вопросами: проявлений Бога много, но каким образом их можно осмыслить в некотором едином ключе? Если мы вспомним рассказы Ветхого Завета о Боге, то увидим множество разнообразных действий, далеко не все из которых можно понять. Ну как, к примеру, понять трагедию гибели всех египетских первенцев? В чём провинились эти младенцы? А в чём провинились маленькие дети уничтоженного евреями по повелению Божиему Иерихона? Таких вопросов, как мы понимаем, бесконечное множество, и они способны поставить в тупик.
И, действительно, они ставят в тупик очень многих, особенно тех, кто читает Ветхий Завет, не зная Завета Нового, потому что ответы на все возможные вопросы относительно действий Бога в Ветхом Завете мы можем найти лишь тогда, когда смотрим на эти книги через призму Евангелия. Именно Евангелие открывает нам, что видимая жестокость Бога, несмотря на категорическое неприятие её гуманистическим сознанием, есть не что иное, как проявление любви Божией к сотворённому Им человечеству. Да, понять и принять это очень непросто, также, как непросто понять ребёнку действия родителей, которые наказывают его. Смысл наказаний открывается значительно позже, тогда, когда человек станет в полной мере взрослым. Так и в случае с действиями Бога, их смысл раскроется только тогда, когда человек, как написал апостол Павел, «придёт в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Когда же это случится, то станет очевидным: высшее и самое важное проявление Бога — это любовь, а потому можно сказать, что «Бог есть любовь», и Христос это доказал Своим Воплощением, высшей же точкой проявления любви Бога к человечеству стала Крестная Смерть Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа.
Апостол Иоанн Богослов достиг «меры полного возраста Христова», он всем сердцем принял, что познание любви Божией рождает в человеке ту совершенную любовь, которая изгоняет страх, даёт возможность поступать в мире так, как поступал Христос, а в конечном итоге приводит к дерзновению в день суда. Мы молимся святому апостолу Иоанну, чтобы и нам стать причастниками этого спасительного познания!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе соборное послание святого апостола Петра

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Пет., 65 зач., I, 10-19

Комментирует священник Антоний Борисов.
Эпоха Просвещения убедила нас скептично относиться к чьему-то личному опыту. Мы требуем объективных доказательств, а частные переживания отвергаем как нечто несущественное, неважное. В древности всё обстояло иначе. Человек был важнее отстраненной логики. Конечно, не всякому учителю стоит верить, но лишь тому, кто подобного отношения заслуживает. И это хорошо видно на примере отрывка из 1-й главы 2-го послания апостола Петра, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
Апостол Пётр по праву считается одним из наиболее известных учеников Иисуса Христа. Упоминания о нём неоднократно встречаются и на страницах Евангелий, и в книге Деяний святых апостолов. Вошли в состав Нового Завета также два послания, написанные апостолом Петром. Во всех упомянутых источниках Пётр предстает перед нами как человек глубоко искренний, обладающий горячим темпераментом и крепкой верой в Бога. Эти качества сделали его неформальным главой апостольской общины и, как следствие, одним из наиболее известных учеников Христа.
Апостол Пётр был непосредственным свидетелем самых великих деяний Спасителя. Перед его глазами Иисус воскресил из мёртвых дочь Иаира, начальника иудейской синагоги. По разрешению Христа Пётр ходил по водам Галилейского моря. Но более всего апостола вдохновило чудо Преображения, совершённое Спасителем на вершине горы Фавор.
О Преображении Христа, которое Пётр видел собственными глазами, он поведал своему ученику апостолу Марку. Тот, в свою очередь, рассказал о чуде в написанном им Евангелии. Повествует о Преображении и сам апостол Пётр во втором своем послании, отрывок из которого мы только что слышали.
Апостол Пётр до своего призвания был простым рыбаком. Он не имел хорошего образования, каким обладал, например, апостол Павел. Тем не менее послания Петра наполнены мудростью, которая может быть только у человека, просвещённого благодатью Божией. Впрочем, жизненная простота рыбака также в текстах апостола видна. К примеру, вот как описывает событие Преображения со слов Петра апостол Марк: «Одежды Его (то есть Христа) сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Перед глазами Петра Спаситель показывает Свою Божественную сущность, а Пётр для передачи своих эмоций упоминает белильщика белья.
Несмотря на такую простоту восприятия, событие Преображения потрясло ученика. Увидев сокрытую до времени Божественную сущность Христа, Пётр обрёл веру, которая помогла ему преодолеть горечь предательства, а перед смертью не испугаться страшных мучений. По преданию, апостол был распят вниз головой язычниками в Риме. В приведённом отрывке из второго послания, написанного накануне казни, Пётр повествует о приближающейся кончине. Но при этом не испытывает скорби, а укрепляется воспоминанием о Преображении Христа. Свет, который исходил от Спасителя в тот момент, по слову Петра, отгонял от него тоску смерти. Поэтому он призывает и читающих его послание христиан опираться на веру, обращаться к ней «как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».
И этот личный опыт переживания благодати Божией, который был дан апостолу Петру, древние христиане с благодарностью принимали и им укреплялись. Они не требовали от Петра каких-то дополнительных, объективных доказательств, потому что апостол искренне и полностью жил в соответствии с учением Христовым, которое он проповедовал. Был верным Спасителю вплоть до мученической кончины, служа не себе, а Сыну Божьему. Последуем же примеру этой его стойкости и верности, что самим стать сопричастниками Божьей силы и славы!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы в жизни ребят из детских домов случались позитивные перемены

Артём вырос в детском доме. Там он начал увлекаться футболом, но возможности развиваться в спорте у него не было. И только когда Артём стал выпускником и покинул стены учреждения, он исполнил свою мечту. Парень присоединился к футбольной команде, созданной ярославским фондом «Спасибо». Проект уже десять лет помогает ребятам, лишённым родительской опеки, адаптироваться к взрослой жизни. Кроме этого, фонд организует для подопечных возможность развивать свои таланты, в том числе в спорте.
Артём, как и многие выпускники, тоже столкнулся с трудностями в самостоятельной жизни. Фонд «Спасибо» поддержал его в трудный момент, помог решить бытовые вопросы и пригласил в свою футбольную команду, чему парень очень обрадовался. Там он встретил близких по духу ребят. Благодаря регулярным тренировкам Артём обрёл полезные навыки, стал более ответственным и уверенным в себе. В его жизни произошли позитивные перемены – он устроился на работу, у него появились стремления и цели.
Вы можете поддержать проекты фонда «Спасибо» и ребят из детских домов. Чтобы у них была возможность развивать свои таланты, становиться самостоятельнее, увереннее и выбирать правильный путь. Для этого переходите на сайт фонда «Спасибо» и cделайте любой благотворительный взнос. Также есть возможность помочь ребятам другим способом: передать для них вещи и обувь, организовать экскурсию, мастер-класс или другое интересное и полезное событие.
Связаться с сотрудниками фонда: +7 (4852) 66-25-10, info@bfondspasibo.ru.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Филарет Московский». Артём Малышев

У нас в студии был преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артём Малышев.
Разговор шел жизни, служении и богословских трудах святителя Филарета Московского.
Этой программой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер