
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Несмотря на то, что воля Божия в Священном Писании выражена предельно ясно и передана как прямым текстом, так и через множество различных образов и притч, люди умудряются старательно уклоняться от того, чтобы следовать словам Бога. Для этого у нас есть свои основания: кто-то вовсе не верит ни в Бога, ни в то, что Он может как-то взаимодействовать с человеком, кто-то оказался в плену своих иллюзий относительно Бога, а кто-то настолько увлёкся второстепенными проявлениями силы Божией в мире, что перестал замечать главное. О последних довольно много написано в апостольских посланиях, одно из таких мест — 14-я глава Первого послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
В Коринфской Церкви в I-м веке по Рождестве Христовом возникла довольно странная и неожиданная проблема: христиане в какой-то момент перестали понимать, как им правильным образом распоряжаться изобильными дарами Святого Духа, в частности, даром говорения на иностранных языках. Некоторым современным христианам такой дар кажется вожделенным, и есть те христианские течения, которые в наши дни пытаются искусственным образом воспроизвести этот дар, им не обладая, и не понимая, что он был исключительной особенностью ранней Церкви, в дальнейшей же церковной истории он никак не фигурирует. Но дело, конечно, не в даре языков как таковом, а вообще в дарах Божиих, которыми люди далеко не всегда способны распоряжаться должным образом.
Вся 14-я глава Первого послания апостола Павла в Коринф посвящена попытке остановить злоупотребления имеющимся у коринфян даром. Нынешний отрывок начинается с увещевания апостола относительно разума, который не стоит терять ни при каких обстоятельствах: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор. 14:20). Эти слова Павла непосредственным образом связаны с тем, что он написал в 14-й главе ранее, а там апостол размышлял о том, что во время богослужения всё должно приводить в назидание, следовательно, не должны звучать какие-то неведомые молящимся слова, которые, как это вытекает из контекста апостольского послания, произносили обладающие даром языков. Судя по всему, христианам Коринф казалось, что любое слово, неважно, понятное или нет, произнесённое в церковном собрании, обретает особый вес, глубину и способно привести к спасению во Христе, а потому люди попросту переставали думать о смысле слов, уподобляясь при этом детям. Апостол восстаёт против такого уподобления и напоминает, что наша вера должна быть разумна и наше богослужение должно существенным образом отличаться от языческих сборищ, во время которых люди впадали в экстатическое состояние, произносили нечленораздельные звуки, полагая, что таким образом они взаимодействуют с божеством.
Для подтверждения своей мысли апостол Павел привёл цитату из пророчеств Исайи: «Иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1Кор. 14:22). Исайя произнёс эти слова по совершенно иному поводу, он обращался к израильтянам на их родном языке, возвещал им волю Божию, но они не хотели его слушать, поэтому он предвозвестил, что наступит время, когда Иерусалим по причине непослушания будет захвачен иноплеменниками, иудеи не будут понимать их языка, но и тогда они не изменят своего отношения к Богу и Его закону.
Мысль же апостола состоит в том, что таинственные иностранные языки, неважно, являются ли они даром Святого Духа или же приходят с их носителями, не способны кого-либо чему-либо научить в среде тех, кто ими не владеет, язык — лишь функция, ну а дар языков необходим для проповеди иноземцам, но никак не для того, чтобы гордиться этим даром, выставляя его напоказ перед теми, кто им не обладает. Конечно же, так можно сказать вообще о любом даре Святого Духа — все дары подаются для помощи другим людям для того, чтобы служить им и через это помогать обрести путь ко спасению во Христе Иисусе Господе нашем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема