
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Несмотря на то, что этот праздник отнесён нашим богослужебным уставом к разряду так называемых двунадесятых праздников, то есть тех праздников, которые находят своё основание в рассказе о жизни Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, само событие Воздвижения произошло значительно позже евангельских событий — оно датируется 326-м годом по Рождестве Христовом и связано с обретением Церковью того Креста, на котором был распят наш Спаситель. В память об этом событии Церковь ежегодно совершает прославление Креста Христова и вместе с прославлением размышляет о его роли Креста в деле нашего спасения. О том же самом размышлял и апостол Павел в 1-й главе Первого послания к Коринфянам, отрывок из которого сегодня читается в православных храмах во время божественной литургии.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Свои размышления о Кресте Христовом апостол Павел начал с констатации того факта, что «слово о кресте для погибающих юродство есть». Так было, есть и, судя по всему, будет до Второго Пришествия Христова. Действительно, если какой-то христианин решит в светском собрании посвятить свою речь Кресту Христову, то его вряд ли станут слушать. Апостол Павел однажды попытался так сделать, о его попытке рассказывается в 17-й главе книги Деяний святых апостолов, тогда Павел попытался поведать собравшимся в афинском ареопаге о неразрывно связанном с Крестом Христовом Воскресении, финал его речи оказался вполне предсказуемым: «Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Нечто подобное услышим мы и сегодня, по этой причине, обращаясь к светской аудитории, мы старательно избираем другие темы и стараемся не касаться Креста Христова и Воскресения, потому что и первое, и второе выходит за рамки интересов и ожиданий большинства наших современников.
В этом смысле человечество остаётся неизменным: нам, как и древним грекам, интересно то, что Бог может дать нам в рамках земной жизни, то, чем Он может помочь здесь и сейчас, а потому говорить о Страдающем и Умирающем на Кресте Боге почти что неприлично, ведь такой разговор неизбежно приведёт к выводу, что жизнь христианина должна быть сораспятием Христу, а это противоположно нашим ожиданиям и устремлениям. Более того, это противоречит и здравой человеческой логике, апостол Павел указал на это далее в прозвучавшем сегодня отрывке Послания к Коринфянам: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Да, мы не древние иудеи и не древние эллины, но абсолютное большинство современных людей вне зависимости от их конфессиональной и национальной принадлежности видят в проповеди Креста Христова либо соблазн, либо безумие. Соблазн — потому что сама мысль о Распятом Боге унижает, как может показаться, достоинство Бога, безумие — потому что евангельская проповедь очень проста, она не идёт ни в какое сравнение с поражающей воображение мудростью философских трактатов. Из последнего обстоятельства вытекает часто возникающее стремление как-то «улучшить» христианство, сделать его более современным, более понятным и отвечающим на актуальные вызовы эпохи. Но это тупиковый путь, если начать следовать по нему, то христианство попросту будет уничтожено, потому что Христос пришёл не для того, чтобы сделать земную жизнь человека лёгкой, понятной, увлекательной, весёлой и приятной, а для того, чтобы каждый человек имел возможность обрести блаженную вечность, которая невозможна без Креста Христова и без сердечного стремления к уподоблению Спасителю в Его послушании Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема