1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Несмотря на то, что этот праздник отнесён нашим богослужебным уставом к разряду так называемых двунадесятых праздников, то есть тех праздников, которые находят своё основание в рассказе о жизни Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, само событие Воздвижения произошло значительно позже евангельских событий — оно датируется 326-м годом по Рождестве Христовом и связано с обретением Церковью того Креста, на котором был распят наш Спаситель. В память об этом событии Церковь ежегодно совершает прославление Креста Христова и вместе с прославлением размышляет о его роли Креста в деле нашего спасения. О том же самом размышлял и апостол Павел в 1-й главе Первого послания к Коринфянам, отрывок из которого сегодня читается в православных храмах во время божественной литургии.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Свои размышления о Кресте Христовом апостол Павел начал с констатации того факта, что «слово о кресте для погибающих юродство есть». Так было, есть и, судя по всему, будет до Второго Пришествия Христова. Действительно, если какой-то христианин решит в светском собрании посвятить свою речь Кресту Христову, то его вряд ли станут слушать. Апостол Павел однажды попытался так сделать, о его попытке рассказывается в 17-й главе книги Деяний святых апостолов, тогда Павел попытался поведать собравшимся в афинском ареопаге о неразрывно связанном с Крестом Христовом Воскресении, финал его речи оказался вполне предсказуемым: «Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Нечто подобное услышим мы и сегодня, по этой причине, обращаясь к светской аудитории, мы старательно избираем другие темы и стараемся не касаться Креста Христова и Воскресения, потому что и первое, и второе выходит за рамки интересов и ожиданий большинства наших современников.
В этом смысле человечество остаётся неизменным: нам, как и древним грекам, интересно то, что Бог может дать нам в рамках земной жизни, то, чем Он может помочь здесь и сейчас, а потому говорить о Страдающем и Умирающем на Кресте Боге почти что неприлично, ведь такой разговор неизбежно приведёт к выводу, что жизнь христианина должна быть сораспятием Христу, а это противоположно нашим ожиданиям и устремлениям. Более того, это противоречит и здравой человеческой логике, апостол Павел указал на это далее в прозвучавшем сегодня отрывке Послания к Коринфянам: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Да, мы не древние иудеи и не древние эллины, но абсолютное большинство современных людей вне зависимости от их конфессиональной и национальной принадлежности видят в проповеди Креста Христова либо соблазн, либо безумие. Соблазн — потому что сама мысль о Распятом Боге унижает, как может показаться, достоинство Бога, безумие — потому что евангельская проповедь очень проста, она не идёт ни в какое сравнение с поражающей воображение мудростью философских трактатов. Из последнего обстоятельства вытекает часто возникающее стремление как-то «улучшить» христианство, сделать его более современным, более понятным и отвечающим на актуальные вызовы эпохи. Но это тупиковый путь, если начать следовать по нему, то христианство попросту будет уничтожено, потому что Христос пришёл не для того, чтобы сделать земную жизнь человека лёгкой, понятной, увлекательной, весёлой и приятной, а для того, чтобы каждый человек имел возможность обрести блаженную вечность, которая невозможна без Креста Христова и без сердечного стремления к уподоблению Спасителю в Его послушании Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 266 зач., II, 14-19
Комментирует священник Антоний Борисов.
Современный мир живёт в погоне за комфортом. Во всяком случае, в предельной необходимости комфорта (материального и духовного) как залога счастья, пытается убедить нас реклама. Но существуют вещи, которые всё же важнее житейского удобства. К числу подобных можно точно отнести возможность приносить радость людям. Даже жертвуя при этом тем самым пресловутым комфортом. Об этом рассуждает, в частности, апостол Павел в отрывке из второй главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.
18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Находясь в стремлении за внешним материальным удобством, мы применяем привычные принципы уже не столько к вещам, сколько к людям. Пытаясь достичь от них комфортного, по нашим представлениям, поведения, мы, по сути, навязываем им своё видение, заставляем окружающих поступать так и не иначе.
Такое поведение прямо противоречит христианскому пониманию человеческой свободы и не слишком далеко ушло от психологии рабства и манипулирования. Ведь, в конце концов, даже с точки зрения обычной человеческой логики меркантильное отношение к людям является, мягко говоря, неблагородным. Но как же тогда нужно относиться к окружающим? Как выглядит христианский подход в данном случае? Помочь разобраться с этим вопросом нам поможет прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к христианам Фессалоник (в настоящее время название города звучит как Салоники).
Апостол Павел стал первым христианским миссионером, посетившим Фессалоники. И, как следствие, Павел оказался основателем местной Церкви. Пребывание апостола в городе было недолгим — не более месяца. В результате бунта иудеев он был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины, а затем в Коринф. Однако же мысли о фессалоникийских христианах постоянно заботили апостола. Павел очень переживал о судьбе основанной им общины.
Поэтому сначала он отправил в Фессалоники своего ближайшего ученика Тимофея, а потом написал общине обширное письмо. В нём Павел предстаёт перед нами, с одной стороны, как очень скромный человек, с другой стороны, Павел проявляет предельно ответственное отношение к своей миссии. Он ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды.
Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, зарабатывал на жизнь, трудясь в вечернее и ночное время. Днём же святой проповедовал жителям города, призывая их принять учение Христа Спасителя и через таинство крещения стать частью Церкви. При этом в служении Павла не было никакого самопревозношения, он не делил людей на достойных и недостойных веры в истинного Бога. В отличие от своих гонителей и оппонентов — иудейских проповедников, которые настолько упорно стремились препятствовать миссии Павла, что получили от него коллективное прозвище «сатана».
Апостол пишет, что рад был бы вернуться в Фессалоники и собственными глазами посмотреть на жизнь местных христиан, но враги Церкви сплели интриги и не дали осуществиться задумкам Павла. Апостол, конечно же, был этим опечален, но не впал в уныние. Ведь видел, что служение проповеди не пропало даром, а привело к возникновению благочестивой и крепкой христианской общины. И не было для Павла счастья больше, чем осознавать, что через его труды и помощь радость веры преобразила жизни многих и многих людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословские поиски в «Войне и мире». о. Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о богословских поисках Льва Николаевича Толстова, отраженных в романе «Война и мир», в чем они совпадают, а в чем противоречат православному учению.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Изобилие. Нина Юркова
Мы с другом отправились в поход на Кавказ. План был: встать лагерем у подножия горной гряды, и каждый день делать короткие вылазки на местности. Для стоянки решили выбрать место в тени, у реки. Рядом с нашей палаткой расположились лагерем две семьи. Мы быстро подружились с соседями, как потом оказалось, тоже верующими людьми, и вечера проводили вместе, обмениваясь впечатлениями за беседой у костра.
В один из таких вечеров мы разговорились с соседкой, женщиной лет пятидесяти. «Знаешь, — сказала она — мы ведь с мужем весь год очень много и тяжело работаем. Мы фермеры, хозяйство большое, весь день расписан по часам. А сюда приезжаем и выдыхаем. Наконец-то появляется возможность наблюдать красоту. Я сегодня час просидела на горе, и наглядеться не могла: зелень здесь такая сочная, травы пахучие, а какие краски — ни один художник не придумает! Я сидела, а в голове у меня звучало одно слово — изобилие! И вот скажи мне: разве можно, глядя на всю эту красоту, не думать о Том, кто ее создал?! Разве это изобилие, эта гармония в природе не свидетельствуют о Боге?!»
Она замолчала. Каждое сказанное слово находило отклик в моей душе. Мы сидели у костра, над нами было беспредельное небо Кавказа, усеянное звездами, рядом шумела горная река. Мы молчали той наполненной тишиной, которая бывает между людьми, соединенными общим мировоззрением. Мировоззрением в Боге.
«Господи,» — подумалось мне — «Откройся тем, кто еще не знает Тебя! Пусть в том, как прекрасно и мудро устроен этот мир, они увидят не просто результат эволюции, скопление частиц, пусть за всем и над всем этим они увидят Твою любящую руку!»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение