Еф., 219 зач., I, 22 - II, 3.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание свидетельствует, что грех — это не какая-то невинная шалость, не выдумка мрачных средневековых монахов и не сладкий запретный плод. Грех — это то, что убивает человека, но убивает далеко не всегда в привычном нам обывательском смысле, грех убивает иначе, он лишает человека чувствительности к проявлениям Бога в мире. Именно по этой причине Церковь определила перечень тех грехов, которые делают невозможным принятие человеком священного сана, и это не просто дисциплинарная мера, это констатация того факта, что грехи лишают человека способности к общению с Богом, следовательно, такой человек не сможет состояться как священник. Но есть одна очень важная и существенная оговорка: так Церковь относится только к тем грехам, которые были совершены после крещения. Если же они были совершены прежде крещальной купели, то к ним отношении совсем иное, они все прощаются, и к ним отношение как к никогда не бывшим. Со стороны это может показаться довольно странным, но у Церкви есть основание поступать именно так, и это основание мы находим в апостольских посланиях, к примеру, в Послании апостола Павла к Ефесянам. Отрывок из 1-й и 2-й глав этого послания звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 1.
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Глава 2.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
Когда мы размышляем о воскресении, то, как правило, мы думаем о воскресении телесном, том воскресении, о котором говорит Символ веры, и которого мы ожидаем в будущем: «Ожидаю воскресения мёртвых. И жизни будущего века». Мы верим, что это воскресение непременно произойдёт. Но есть и иное воскресение — воскресение умерщвлённой грехом души. Именно об этом воскресении написал апостол Павел в Эфес, в этом отрывке своего послания апостол не касался темы телесного воскресения, но затронул тему сначала греховной смерти, а потом воскресения души.
Если следовать логике апостола Павла, а Церковь ей следует безоговорочно, то получается, что греховная смерть, как и смерть вообще, — это не то, от чего человек может отказаться. Грехи, как написал апостол, входят в нашу жизнь с трагической неизбежностью, они — следствие действий «князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления». Этот «князь», то есть диавол, установил свои законы бытия, которым мы все подчинены после грехопадения наших прародителей, эту подчинённость апостол Павел назвал «обычаем мира сего». Действительно, будучи существами социальными, мы усваиваем себе нормы поведения окружающего нас общества, и эти нормы в случае нехристианского общества бывают очень далеки от евангельских нравственных норм. В современном мире это бывает далеко не всегда очевидно, а потому для осознания бедственного положения дохристианского человечества можно вспомнить, к примеру, о человеческих жертвоприношениях языческим богам Ваалу и Молоху в Ханаане. Впрочем, несмотря на отсутствие аналогичных преступлений в современном мире, в нём мы тоже наблюдаем отступление от евангельских норм, здесь примером может служить супружеская неверность, к которой мы привыкли относиться как к чему-то несущественному. Есть у нас и масса иных грехов, все они в своей совокупности умерщвляют душу.
Но апостол Павел не пишет об этом как о трагедии, напротив, его слова несут в себе оптимизм и радость, ведь крещение во имя Святой Троицы, символическое вхождение в Христову Смерть и Его Воскресение дают человеку свободу, он обретает силу и возможность не быть определяемым общественными установками, в крещенской купели ранее мёртвый по причине греха человек воскресает к новой праведной жизни. Но, как мы понимаем, в жизни после крещения может сказаться привычка, человек может вернуться к своему прежнему состоянию, и это будет хуже, чем то, что было до крещения, потому как до крещения человек не был способен сопротивляться давлению греха, а после у него есть такая возможность, и если он ей не воспользуется, то это станет проявлением его свободной воли. Бог же ждёт от нас совершенно иного волеизъявления, и очень хочется надеяться, что, услышав слова апостола Павла, мы сможем стать чадами Божиими, живущими по Его заповедям, и через это сохраним свои души от греховной смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Всему свое время. Яна Зотова
Наверное, многие знают, что некоторые песнопения великих праздников поются еще какое-то время после самого дня празднования. В пасхальные дни, например, вместо «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» в определенных местах службы мы поем тропарь «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
И вот, в один из таких моментов на службе я поймала себя на том, что восторженное чувство при пении этих слов немного ослабло. В сам праздник эти слова так сильно волновали, что иногда даже трудно было сохранить ровность звука из-за подступающих слез. Торжество победы воскресшего Христа, скорбь страстной недели и окончание Великого поста соединялись в одно большое чувство счастья.
Но постепенно, служба за службой я привыкла к этой радости, и ощущение счастья понемногу ослабело.
Пришло время отдания праздника и, готовясь к очередной службе, я стерла ластиком мою карандашную отметку «поем пасхальный тропарь» на полях в сборнике текстов и нот службы для певчих — ведь с этого дня по церковному уставу уже не поется «Христос воскресе». Стало немного жаль. Но все же продумано великими святыми, и в каждом правиле устава заложен определенный смысл.
Думаю, мы не поем все 365 дней в году эти слова, а лишь в светлую пятидесятницу, чтобы к следующей весне, к следующей Пасхе накопить сильное желание произнести этот наиважнейший текст! И снова каждое слово из тропаря «Христос Воскрес» будет таким долгожданным, захочется петь и повторять снова и снова!
Возможно, это только мои ощущения. Пасхальная радость — то, что вообще-то должно быть с нами всегда! Только вот по немощи моей человеческой не выходит. И я, закрывая сборник текстов с Пасхальными песнопениями, уже начинаю ждать следующей весны! Когда снова возрадуюсь, восклицая «Христос Воскресе!»
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Влиять на мнение о христианах. Елизавета Берназ
Я в храме с детства. Сталкивалась с разными мнениями о христианах. Когда я училась в православный гимназии все знакомые мамы относились к этому скептически, утверждали, что никаких знаний там я не смогу получить! Или. Когда у мамы появлялись новые неверующие знакомые, они, глядя на меня, удивлялись, что православные, оказывается, могут улыбаться, а не ходить вечно хмурыми. Одна женщина упрекнула мою маму сказав, что верят в Бога и в храм ходят одни глупые и необразованные люди. И тогда я решила, что должна что-то с этим сделать! Я должна постараться улучшить мнение о православных, но только как?
Решила, что буду изучать Священное писание, искать аргументы, чтоб в споре доказывать свою правоту... Увы, из попыток рассказывать о вере у меня всегда получался спор. Только вот споры никогда ни к чему хорошему не приводили. Лишь обиды, раздражение... Я долго думала, что же мне делать, и вдруг поняла!
Чтобы разрушить стереотипы о православии нужно просто быть хорошим человеком! Самым простым хорошим человеком, таким как это понимают даже невоцерковленные люди! Любить ближних, хорошо относится к людям, не обманывать, жить по любви, не ссорится, миром решать конфликты.
Постой! Ничего не напоминает этот перечень харакетристик? — вдруг спросила я себя. Это же все и есть суть христианства!
Чтобы разрушить плохие стереотипы о православии христианину просто нужно быть настоящим христианином! Жить по заповедям! Не стараться со всеми спорить и доказывать свою правоту, а действовать иначе! Являть собою любовь, насколько я это могу с Божьей помощью!
Ведь если я буду со всеми вступать в спор и доказывать свою правоту, оперируя сложными догматическими терминами, вряд ли это принесет добрый плод.
В Евангелии мы читаем: «по тому все узнают, что вы мои ученики, что вы имеете любовь между собою».
И тогда я поняла, что вот эту любовь я должна проявлять ко всем людям, и только благодаря этой любви мнение о православных может улучшиться.
Сам Господь на заповедал поступать именно так. В Евангелии от Матфея сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
Благодатное состояние души. Мария Чугреева
Насколько важно, чтобы в тот момент, когда ты пишешь песни о Боге, статьи, картины, быть в благодатном состоянии души. Я знала семью иконописцев, которые постились, часто исповедовались, причащались, жили духовной жизнью. Они говорили, что по-другому нельзя. Без чистоты души, без внутреннего света ничего во славу Божию сделать невозможно.
У меня случались недели и даже месяцы, когда я не могла написать ни строчки. Все, что происходит в творчестве я связываю только с Богом. Именно Господь посылает нам такие дары, как красивые мелодии, удачные рифмы, наполненные смыслом фразы, яркие образы...
Невозможно писать о добром и светлом, если в душе злоба, обида, раздражение... Если нет радости, если ты в смятении и твое внутреннее состояние напоминает походку человека, идущего по незнакомой местности в полной темноте. Он в страхе не видит дороги, на что-то натыкается и судорожно ищет источник света... Невозможно без благодарности Создателю написать ни строчки. Все, что делают творческие люди должно быть написано во славу Божию. И в этом я вижу огромную ответственность перед Богом и людьми.
Потому что за все, что тебе дано Господь обязательно спросит. И за каждое слово, тем более вынесенное в публичное пространство, придется ответить. Талант от Бога, но не все используют талант ради славы Божией. И часто Господь открывает таланты совершенно неожиданным, промыслительным образом. Недавно я сподобилась познакомиться с замечательным художником, он пишет храмы. И кто не знает его историю вряд ли мог бы догадаться, что этот человек страдал тяжелой алкогольной зависимостью, но очень хотел избавиться от нее. Господь услышал молитвы и послал ему для духовной поддержки двух священников, они тоже усиленно молились, помогали ему и он стал писать картины на христианскую тему, хотя никогда прежде живописью не занимался. Он сам был удивлен и потрясен тем, что с ним произошло.
Так Господь явил чудо через него! Эта история еще раз позволила мне убедиться в том, что талант — это исключительно дар от Господа, и это то, что накладывает на нас ответственность за каждое слово, каждый рисунок, каждую мелодию.. Согласно православному вероучению, каждый человек призван творить, потому что создан по образу и подобию Бога Творца. Человек как и Господь способен своим творчеством преображать мир, делать его лучше. Но созидание возможно только тогда, когда человек творит в единстве с Богом. Если этого не происходит, то эффект от любого произведения будет обратным — оно будет работать на разрушение. Поэтому, человек должен и внутренне совершенствоваться и создавать то, что будет преумножать и прославлять созданное Творцом. Помоги нам в этом, Господь!
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение