
На село Песчаное, что в Подольской губернии на Украине, опустились сумерки. В избах тёплым светом загорелись окошки. В хате крестьян Матиешиных тоже зажгли огонь. Дед Амвросий взял с полки толстую книгу, бережно провёл рукой по обложке. Поставил свечу на стол, надел очки, перекрестился и позвал внучку: «Паша, иди скорее сюда!» Услышав голос деда, девочка бегом бросилась к нему. Она уже знала: сейчас дедушка будет читать вслух жития святых. Паша так любила эти удивительные истории! Каждый день с нетерпением ждала вечера, чтобы сесть рядом с дедушкой, и слушать, как он спокойным, тихим голосом читает о святом мученике Георгии, который спас царевну от злобного змея, о божьем угоднике и чудотворце Николае, подкинувшем ночью мешочки с золотом в дом бедняка и трёх его дочерей. «Никаких игр не надо было, только слушала бы и слушала», — так вспоминала этот эпизод из своего детства преподобноисповедница Параскева (Матиешина) — монахиня и подвижница ХХ века.
Параскева родилась 28 октября 1888 года в крестьянской семье. История не сохранила имён родителей святой, но до нас дошли некоторые подробности её жизни в кругу семьи. Преподобная часто говорила, что её детство среди родных было счастливым. Когда Паше исполнилось 4 года, родители решили, что пора потихоньку приучать её поститься. Великим постом они попросили Пашу хотя бы несколько дней не пить молоко и объяснили ей благочестивый смысл такого отказа. Но девочка неожиданно раскапризничалась. Родители опечалились, но не стали неволить дочь. На следующее утро мать дала ей на завтрак кружку молока. Но когда Паша вышла из-за стола, оно, к удивлению родителей, осталось нетронутым. Оказалось, что девочка всю ночь переживала из-за того, что огорчила папу и маму, которых очень любила. С этого времени Паша постилась вместе с семьёй легко и с радостью.
Преподобноисповедница Параскева (Матиешина) вспоминала, что самая большая радость была для неё, когда родители брали её с собой в храм. Однажды великим постом матушка заболела и не смогла идти на Богослужение. Паша пошла в церковь с отцом, бабушкой и дедом. А когда вернулась домой, спела для больной матери по памяти песнопения, которые услышала на Литургии. Матушке так понравилось пение дочери, что она просила Пашу спеть снова и снова. И девочка с радостью выполняла её просьбу.
В шесть лет дед Амвросий стал учить Пашу грамоте по Библии. Скоро внучка уже самостоятельно читала Священное писание, а если что-то было непонятно, дедушка с любовью и терпением ей объяснял. Преподобная называла деда Амвросия своим первым духовным учителем. Дедушка скончался, когда Паше исполнилось восемь лет. В тот же год умерла мать. Прасковья осталась с отцом и бабушкой. Теперь домашнее хозяйство было на её плечах. Часто приходилось работать и в поле. Матушка Параскева вспоминала, как утром, по холодку, шли они с отцом на сенокос, и распевали псалмы.
Паша взрослела. Подруги звали её на танцы, но девушка никогда с ними не ходила. По вечерам, после работы, она садилась в уголок и читала Евангелие. Бабушка ругалась: «Так и останешься в девках!» А Прасковья не помышляла о замужестве. В её сердце уже давно созрело желание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней. Наконец, она решила рассказать об этом отцу и бабушке. Поначалу они воспротивились её выбору. Бабушка пугала строгостью монастырской жизни и уверяла, что пройдёт время — и Паша передумает. Но постепенно родные поняли, что решение Параскевы — серьёзное. И благословили её на монашество. Она приняла постриг в 1921 году. Преподобноисповеднице пришлось пережить нелёгкие времена. Она побывала в тюрьме и ссылке. Но всегда в её сердце жили светлые воспоминания о родных — об этом свидетельствуют те, кому матушка Параскева с любовью рассказывала о своей жизни под родительским кровом.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..