
Фото: Mikhail Pushkarev / Unsplash
«Молитва матери спасала меня всю жизнь, и по ее молитве я стал тем, кто есть теперь», — говорил митрополит Макарий Невский — монах, миссионер, просветитель Алтая, прославленный Церковью как святитель. Будущий святой родился 14 октября 1835 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в семье пономаря Андрея Ивановича Парвицкого и его супруги, имя которой история не сохранила. Укачивая младенца, мать со слезами смотрела на его крошечное личико. Женщина плакала не только от счастья. Она переживала за будущее ребёнка. В селе Шапкино Владимирской губернии, где проживали Парвицкие, не было семейства беднее, чем они. Мальчик стал у родителей шестым ребёнком. Крайняя нужда часто доводила супругу пономаря до слез. «Не на радость родилось это дитя, что ожидает его в жизни?» — тяжело вздыхая, говорила Андрею Ивановичу супруга. Муж утешал её: «Подожди горевать, Бог даст, вырастет, не пропадёт», — говорил он. Через несколько дней после рождения мальчика окрестили и назвали Михаилом.
Миша с раннего детства видел, в каких тяжёлых трудах и заботах о хлебе насущном протекала жизнь его родителей, как со смирением они несли все жизненные тяготы и поддерживали друг друга. Мальчику не исполнилось и года, когда пришла новая беда: сгорела их маленькая избушка. После пожара Парвицким пришлось поселиться в крошечной бане, построенной по-черному, то есть, без дымохода. Когда топили печку, крошечное помещение наполнялось дымом, который разъедал глаза. Но отец и мать радовались, что никто не пострадал от пожара, что все живы-здоровы и есть какая-никакая крыша над головой. В своих молитвах они каждый день благодарили за это Бога.
Рядом с домом Парвицких проходил Владимирский тракт. «Вот этой самой дорожкой ради семьи хаживала моя матушка с котомкой в Москву», — рассказывал потом владыка Макарий. Действительно, его родители нередко отлучались в первопрестольную, где жили их родственники, чтобы попросить у них помощи. Ходили пешком; однажды, поручив детей заботам старшей дочери, они оставили им на пропитание хлеба, которого должно было хватить до возвращения. Непредвиденные обстоятельства вынудили отца и мать задержаться на несколько дней. Хлеб между тем кончился. Но дети не отчаялись и нашли выход из положения. Пока не вернулись родители, они рвали на лугу клевер и варили из него похлёбку.
От родителей Михаил унаследовал кроткое, любящее сердце и любовь к молитве. С первых лет жизни храм стал для него вторым домом. Он помогал своему отцу петь на клиросе, разжигал кадило. Мать учила его первым молитвам. «Как живую я сейчас вижу свою мать, стоящую в храме рядом с нищими. И как она горячо молилась, и меня, тогда еще малютку, ставила рядом с собой и показывала, как преклонять колена», — вспоминал митрополит Макарий. Отец часто читал детям жития и наставления святых. Особенно Мише нравились поучения преподобного Ефрема Сирина. Вдохновлённый, мальчик мечтал посвятить свою жизнь служению Богу
В 1843 году, когда Михаилу исполнилось 8 лет, семья в поисках лучшей доли переехала в Сибирь. Парвицкие поселились в селе Верх-Ануйском Томской губернии, где Андрея Ивановича приняли на службу в Николаевский храм. Нашли работу и старшие братья Миши. Острая нужда отступила, жизнь на новом месте жизнь постепенно налаживалась. В 1845 году, уступив горячим просьбам младшего сына, родители отдали его в Тобольское духовное училище. Окончив его, Михаил поступил в Тобольскую духовную семинарию. За силу духа однокурсники прозвали молодого человека Александром Невским. Это прозвище настолько прочно за ним закрепилось, что вскоре превратилось в новую фамилию — Невский. На старших курсах Михаил принял два важных для него решения: стать монахом и отправиться на Алтай, чтобы рассказать о Христе живущим там народам. Отец и мать приняли выбор сына и благословили его.
В 1855 году Михаил приедет на Алтай, где проведёт долгие 30 лет. Там он примет монашеский постриг с именем Макарий. В 1912 году будет возведён в чин митрополита. Последние годы своей жизни владыка Макарий Невский проведёт в подмосковном Николо-Угрешском монастыре. По рассказам тех, кто близко знал митрополита, в это время, он любил вспоминать детство и своих родителей. А во сне часто видел мать, которая с кроткой, любящей улыбкой его благословляла.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Лампадка. Алёна Боголюбова
Однажды во время уборки на даче я нашла старую лампадку с трещинкой, и мне вспомнились слова дедушки, который говорил, что они с бабушкой «родились в то время, когда сломанные вещи не выбрасывали, а пытались починить». Я понимала, что это аллегория, но никогда не задумывалась, что это про Любовь... про то, как её сохранить.
Лампадка была в запущенном состоянии. Потемневшее масло и подгоревший ладан покрыли стекло плотным слоем. Мне понадобился целый час, чтобы полностью очистить светильник. Но оно того стоило. Чаша стала прозрачной, а в самом стекле оказались золотые жилки, которые придавали лампадке изящный и утончённый вид. Я разглядывала её на просвет и заметила на дне старинную маркировку со знаком ять.
Мой муж нашёл в Сети похожую эмблему дореволюционной артели и предположил, что это изделие начала XX века... Затем последовала проверка лампадки на практичность — муж наполнил её маслом и убедился, что трещина не пропускает жидкость. Он запалил фитилёк, и несколько минут мы просто любовались тем, как свет от огонька бликует на золотых жилках.
Не знаю почему, но в тот момент я подумала о том, что мои дед с бабушкой прожили вместе 53 года. Им было очень непросто — война, нищета, голод, болезни, но трудности их только сближали. Бабушка говорила, что именно вера давала им силы поддерживать друг друга, разделять боль, вместе проходить все испытания. И дело тут не в совместимости, не в традиции и вообще не во внешних условиях. А в том, что они поставили Бога во главу угла, и Он стал источником их любви.
Вот так, старая лампадка превратилась в аллюзию на целую жизнь. Пламя — это любовь, а пригоревшее масло и трещинки — это скорби, которые посылаются нам для того, чтобы мы обратились к Тому, кто может восстановить, поврежденный грехами, светильник. От нас требуется только одно — не отворачиваться, а попросить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Мне кажется... вернее не так — я надеюсь, что хоть чему-то научилась у дедушки и бабушки. Когда в наших отношениях с мужем появляются трещинки, мы даже не думаем отворачиваться, как и не сваливаем свои обиды друг на друга, не таим обиду и не жалуемся родителям, друзьям... мы несём всё это на исповедь, молимся, просим Бога помочь, простить, и очистить. И до сих пор Он всё «чинил» и «восстанавливал» — утешал, вразумлял, прощал и очищал. И кто знает, может быть поэтому, наша любовь жива?.. Может поэтому наша «лампадка» не угасает.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Как относиться к церковным бабушкам? Алёна Боголюбова
Как-то два моих родственника поспорили о том, нужно ли выполнять требования опытных прихожан, которые трудятся при храмах. Первый родственник настаивал на том, что их указания можно игнорировать, так как это не служители Церкви. Второй — наоборот подчёркивал, что они не могут действовать без благословения священников, а значит нужно их слушаться.
С одной стороны, мне понятна боль первого собеседника — у него был негативный опыт:
— Своими замечаниями церковные бабушки отбивают желание приходить в храм, — сетовал он, — меня застыдили на глазах у всех: не так руки держишь, не там стоишь, неправильно одет, хоть бы креститься научился прежде, чем идти сюда...
Но и у второго собеседника аргументация была железная:
— Эти бабули трудятся в церквях по много лет. Без них батюшкам было бы, ой как, тяжело. И плохого они не посоветуют.
А мне кажется, во всём должна быть золотая середина. Первого собеседника могу понять. Ему не повезло. Но бывает и иначе — в храме часто встречают приходящих людей с любовью. А второй собеседник, на мой взгляд, не учёл, что, если сотрудники в храме и действуют по благословению священника в базовых моментах, то в мелочах они опираются на свои соображения, исходя из своего внутреннего состояния.
Я сама неделю трудилась в храмовой службе монастыря на добровольных началах — во Славу Божию. По себе знаю, что взаимодействие с прихожанами — тяжелое испытание. С одной стороны, нужно следить за порядком, а с другой — люди разные... Многие просто не знают, как вести себя в храме, но к каждому необходимо проявлять любовь. Например, если человек по незнанию решил зажечь свечу от лампадки на иконостасе, нельзя шипеть на него, выговаривать и пытаться пристыдить. Достаточно просто сказать: «Извините, но Вам сюда нельзя». Я в таких случаях просто объясняла: «Возвышенность возле иконостаса называется солеёй, это особенное место в храме, куда мирянам заходить не благословляется. Это не претензия, просто имейте в виду на будущее». В 99-ти процентам людей из 100 таких слов при доброжелательной интонации достаточно, чтобы они больше не повторяли ошибки. А главное, что такие случаи не отбивали ни у кого желания снова приходить в храм.
По моему мнению, человеку, которого смутили замечания в храме, хорошо было бы, не вступая в споры, подойти к священнику того же храма и рассказать, что произошло. Так и сказать: «Батюшка, так и так, обидно и тяжело на душе». Это стало бы отличным началом для полезной духовной беседы. Мне кажется, священник сделает всё, чтобы удержать прихожанина от поспешных выводов, утешит человека, а сотрудникам объяснит, как правильнее в подобных ситуациях.
Постараюсь сделать для себя из дискуссии правильные выводы. Главное, чтобы в душе у самой был мир и любовь. Тогда и разногласия не потревожат сердце. Помоги нам, Господи!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Духовно не богаты. Алёна Боголюбова
Несколько лет назад одна знакомая задала мне вопрос, на который я сразу не смогла ответить убедительно для нее.
Вопрос звучал так:
«Почему блаженны нищие духом? Я всю жизнь работала над собой, старалась стать духовно богатым человеком! Я много читала, изучала искусство, литературу, философию. Писала стихи и книги. И почему я сейчас должна все это обесценить и объявить себя нищей духом?».
Тогда я постаралась донести, что те знания и навыки, которые моя знакомая в себе культивировала — это, на мой взгляд, — душевное богатство, интеллектуальное развитие, но не духовное.
Ведь, как писал святитель Лука Войно-Ясеневский, человек трехсоставен. У него есть тело, душа и дух. И дух — это про общение с Богом. Интеллект и чувства — сфера души.
И вот, недавно я услышала метафору, которая, мне кажется, очень точно объяснила слова Христа о блаженстве нищих духом.
Человек подобен сосуду. В него может влиться благодать Божья. Но только если сосуд пуст.
Если мы признаем, что духовно пусты без Бога, Творцу есть куда войти.
А если наш духовный сосуд полон гордости, тщеславия, самости, Богу там места нет.
Так просто. Впрочем, чтобы и этот образ постичь, нужно смирение. Ведь так же сказано, что имеющий уши услышит. Тот, кто готов, тот, кто смирен. А гордым Господь противится...
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











