
Фото: Michael Vasilkovsky/Unsplash
Несколько лет назад, когда я еще не был священником, во одном из подмосковных храмов я исполнял обязанности алтарника. То есть помогал священнику в совершении богослужения. И вот, в одно воскресное утро я как обычно прихожу в храм, захожу в алтарь и вижу — лежит на столике огромная просфора. Просфорой в Православной Церкви называется особый хлеб, который используется во время Литургии. Этот хлеб освящается и становится Телом Христовым, которым причащаются люди.
Так вот. Стал я рассматривать эту большую просфору и понял, что она явно испечена не в России. Понял я это благодаря ее внешнему виду. Просфора потому называется особым хлебом, что сверху имеет изображение креста, а также надпись «Иисус Христос Ника». Что переводится с греческого — «Иисус Христос побеждает». Надпись эта располагается вокруг креста, который на просфоре также изображается. Абсолютное большинство просфор сверху имеют такую печать — крест и надпись «Иисус Христос ника». Причем, печать имеется всегда только одна.
Огромная просфора, которую я увидел, имела не одну, а сразу пять печатей. Когда в храм пришел священник, я спросил у него — откуда такая просфора и что с ней делать. Он ответил, что просфору привезли из Греции и сегодня он на ней будет совершать Литургию. В итоге, выяснилось вот что.
У нас и у греков существуют разные традиции использования просфор на богослужении. В России несколько веков назад сложилась традиция совершать Литургию на пяти просфорах. Первая, главная просфора особым образом священником обрезается с четырех сторон и снизу (это делается специальным ножом под названием «копие»), а затем в ходе службы освящается и становится Истинным Телом Христовым. Из второй просфоры вынимается одна частица с молитвенным поминанием Богородицы. Из третьей вырезается девять маленьких частиц с молитвой к девяти чинам святым. Две оставшиеся просфоры используются для молитвенного поминовения живых и усопших.
Греческие священники исполняют те же обряды. Вот только не на пяти просфорах, как в России, а на одной большой. Из центральной части своей огромной просфоры (там, где имеется упомянутая печать «Иисус Христос Ника») они вырезают часть хлеба, которая будет освящена и станет Телом Христовым для Причастия. А после этого молитвенно поминают Богоматерь, святых, живых и усопших вынимая частицы с разных краев просфоры.
Когда в Русской Церкви священник приготовляет главную просфору для освящения, он срезает ее края. Эти оставшиеся части просфоры называются «антидором». Антидор в конце службы дробится и раздается всем пришедшим на службу. В наших храмах обычно каждому достается довольно миниатюрная частица антидора. Во-первых, просфора не очень большая, а во-вторых — людей обычно много.
Когда же используется большая греческая просфора, антидора получается, я вам скажу, более, чем достаточно. А потому каждому достается по приличному куску. Люди этому только радуются — и святыню получили, и подкрепились.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема