
При разговоре о Румынии большинство наших соотечественников вспомнит разве что графа Дракулу и Трансильванию, местный регион, где он согласно роману Брэма Стоккера обитал и где до сих пор стоит замок этого зловещего правителя. На самом деле, Румыния заслуживает значительно больше внимания и должна ассоциироваться, конечно, не с вампирами... Дело не только в том, что в прошлом (в период монархии — до 1947 года) Румыния была одной из крупнейших стран Европы, но, прежде всего, в том, что православных христиан здесь абсолютное большинство. Около 90% населения Румынии относит себя к Православной Церкви. Румыния, пожалуй, единственная страна, в которой христианство было принято не сверху, то есть через крещение знати, а снизу — путем христианизации простых слоев населения.
В настоящее время Румыния переживает не лучшие времена. После окончания социалистического периода страна фактически так и не оправилась от экономических потрясений. Инфляция, безработица привели к печальному результату — множество румын в 90-е и 2000-е годы покинули родину и стали жить в иных странах. Как-то один мой знакомый профессор из Испании рассказал, что около половины его студентов в университете это румыны. Обширные румынские диаспоры есть во Франции, Италии, Германии...
Согласно официальной статистике ежегодно Румынию покидают около ста тысяч человек. Однако, несмотря на расставание с родиной, румынские эмигранты продолжают считать себя частью Румынской Православной Церкви. Именно храм становится центром их диаспоры, местом, где не только совершается богослужение, но где также можно встретить соотечественников, а еще получить поддержку в плане оформления документов и поиска работы. Часто эти хлопоты берут на себя священнослужители. Румынские священники, служащие за границей, стремятся получать светские профессии, чтобы помогать диаспоре не только в духовном плане. Мне, например, известны два румынских православных священнослужителя, один из которых школьный учитель, а другой и вовсе полицейский.
Румынская Церковь оказывает эмигрантам и духовную поддержку. В 2009 году по благословению Румынского Патриарха Даниила была основана традиция — в первое воскресенье после праздника Успения Богородицы совершать в храмах молебен обо всех румынских эмигрантах. В кафедральном соборе Бухареста такой молебен возглавляет сам Патриарх. Точно такие же молебны, в первое воскресенье после Успения, служатся во всех румынских храмах, расположенных во многих странах мира. На молебне звучат прошения к Богу о сохранении Румынии и румынского народа, о продолжении румынской православной традиции.
Кроме того, специально к молебну об эмигрантах Патриарх выпускает особое послание, которое читается в храмах. В 2017 году такое послание было посвящено подвигу румынских святых, пострадавших в годы социализма, когда Церковь в Румынии оказалась гонимой. В послании было сказано, что сегодня перед Румынской Церковью стоит новый вызов — объединить ее чад, разбросанных теперь по разным концам света. Патриарх Даниил выразил уверенность, что если румынским православным удалось пережить годы социалистического безбожия, то и наступившее рассеяние румыны смогут преодолеть.
Все выпуски программы Вселенная православия
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер