
13 июня 1771 года к Москве подъезжала карета. На заставе экипаж остановили. Караульный приоткрыл дверь, внимательно посмотрел на пассажира — молодого человека в дорожном камзоле и остроугольной шляпе. Строго спросил, кто он таков и откуда прибыл. Пассажир представился Данилой Самойловичем. Объяснил, что следует из Бухареста, с фронта — шла Русско-Турецкая война. В первопрестольной будет проездом, а направляется в Оренбург, куда получил назначение в гарнизонный госпиталь. Ведь по роду занятий он — лекарь. Лицо караульного вдруг смягчилось. «Лекари-то в Москве сейчас нужнее будут, — с грустью сказал он. — Чума в городе, ваше благородие».
Русского врача Данилу Самойловича, основателя отечественной эпидемиологии, его французский коллега Пьер Кабанис называл благодетелем человечества. Медицине Самойлович посвятил всю свою жизнь. Он прославился как доктор, способный укротить чуму. Хотя поначалу собирался стать священником — пойти по стопам отца, настоятеля храма из Черниговской глубинки. Поступил в Киевскую духовную академию. Но до рукоположения дело так и не дошло. На старших курсах Данила неожиданно понял, что истинное его призвание — медицина. Этому поспособствовало знакомство с профессором Петербургской адмиралтейской госпитальной школы, доктором Иваном Полетикой, который разбудил в Самойловиче интерес к фармакологии. Молодой человек увлёкся лекарственными растениями, изучал их лечебные свойства. А после окончания духовной академии отправился в Петербург — получать медицинское образование. В 1767 году Данила Самойлович был произведён в лекари.
Спустя два года он отправился на фронт Русско-Турецкой войны — военным врачом. Именно там Самойлович впервые столкнулся лицом к лицу с чумой. Она косила и местное население, и солдат. Молодой лекарь самоотверженно ухаживал за больными, и одновременно пытался лучше изучить саму болезнь. В результате своих наблюдений Самойлович сделал открытие, которое коренным образом изменило подход к лечению чумы. Данила Самойлович установил, что зараза распространяется вовсе не по воздуху, как считалась долгое время. А передаётся через заражённые предметы.
И вот, с фронта он приехал в Москву. В первые же минуты Самойлович понял, что задержится там. Оренбург подождёт. Его помощь нужна была здесь. Как специалиста, имеющего солидный опыт борьбы со страшной инфекцией, Данилу Самойловича назначили заведующим чумным госпиталем, который располагался в Николо-Угрешском монастыре. Масштаб эпидемии в первопрестольной был близок к катастрофе. Ежедневно умирало не меньше тысячи человек. Поначалу, по приказу Самойловича, все личные вещи и жилища инфицированных сжигались. Но очень скоро стало ясно, что таким образом придётся просто-напросто сжечь всю Москву. И доктор стал думать, как помочь несчастным больным, при этом не лишая их собственности и крова. Самойлович начал экспериментировать с обеззараживающим раствором, который приготовил на основе уксуса. Днём под его присмотром находилось более 5 тысяч больных. Так что опыты приходилось проводить ночью. На самом себе — рискуя здоровьем и жизнью. Данила Самойлович надевал вещи чумных после обработки раствором. И не заболел! Это значило, что метод работает. Так в 18 веке, в Москве, доктор Самойлович впервые в истории начал использовать для борьбы с эпидемией средства дезинфекции. И в буквальном смысле спас Первопрестольную от сожжения. «...Великое количество людей уберёг от смерти и учинил весьма важные открытия», — писали о докторе газеты.
Московская эпидемия пошла на спад. Однако с чумой Даниле Самойловичу ещё пришлось встретиться лицом к лицу. Во время второй Русско-Турецкой войны он был в Херсоне. В 1783-м город стал очагом смертельной инфекции. Сам князь Потёмкин-Таврический обратился к доктору с просьбой приехать. И самоотверженный лекарь без раздумий бросился на помощь. Он постоянно был среди больных. При этом успел защитить диссертацию и стать действительным членом 12-ти европейских Академий наук. Как ему это удавалось? Самойлович и сам не знал. Просто медицина была его жизнью, а жил он ради того, чтобы спасать людей.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема