Алексей Маресьев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Алексей Маресьев

* Поделиться

Высокий, статный, подтянутый молодой человек шагал по улице города Камышина. Была весна. Вокруг цвели сады. Тёплое солнце пригревало. Но юноша словно не видел всей этой красоты. Он шёл, стиснув зубы и тихо повторял: я не сдамся! Ни за что не сдамся! Парня звали Алексей Маресьев. Только что ему вернули документы, которые он подал для поступления в авиационное училище. Принимать не хотели по вполне объективной причине: у Маресьева был ревматизм — последствия перенесённой в детстве малярии. Но он давно научился стойко переносить приступы боли. Активно занимался спортом. Глядя на по-военному безупречную выправку Алексея, невозможно было догадаться о его недуге. Маресьев шёл, погружённый в свои мысли. Вдруг ясное весеннее небо прорезал гул мотора — над городом пролетел самолёт. Лицо молодого человека прояснилось. Он остановился и долго смотрел вслед исчезающей в облаках машине.

Вместо лётного училища после школы Алексей Маресьев отправился на Дальний Восток. В 1934 году там шла одна из грандиозных советских строек — возводился город Комсомольск-на-Амуре. Алексей приехал, и удивился: в ещё не достроенном городе был... аэроклуб! Молодой человек сразу же туда записался. За три года занятий Маресьев накопил неплохой теоретический опыт. Было на его счету и несколько полётов. В 1937-м Алексея призвали на службу в армию. В военкомате спросили, в какой военной специальности у него имеются навыки. Парень с волнением ответил: «В авиации». Маресьев был зачислен в Читинскую школу военных лётчиков. Он ликовал — мечта о небе становилась явью!

Через год после выпуска из авиашколы началась война. 23 августа 1941-го лётчик Алексей Маресьев совершил свой первый боевой вылет. А меньше, чем через год был отправлен на Северо-Западный фронт. Весной советские войска под Великим Новгородом взяли в окружение немецкую группировку. Шли жестокие бои. 4 апреля 1942 года Маресьев в небе прикрывал советские бомбардировщики. Вдруг кабину тряхнуло, самолёт задымился. Як-1, на котором летал Алексей, подбили немцы. Внизу был густой лес. Маресьев попытался совершить аварийную посадку. Но шасси зацепились за верхушки сосен, и самолёт упал в глубокий снег. Лётчик не знал, сколько времени пролежал без сознания. Очнулся, когда услышал глухое рычание. Рядом с ним, оскалив пасть, стоял медведь. От хищника с трудом удалось отбиться. Одна опасность миновала. Но впереди вставала новая — вокруг был непроходимый, занесённый снегом лес. А главное — Маресьев не чувствовал собственных ног. 18 долгих дней Алексей ползком выбирался из леса. Когда закончился бортовой паёк, питался корой деревьев и шишками. Как удалось выжить, он и сам не знал. «По всем статьям, я был обречён. Но мною двигало неукротимое желание жить», — рассказывал позже лётчик. Едва живого, раненного Маресьева нашли жители валда́йского села Плав. Отогрели, оказали первую помощь. А через несколько дней Алексея Петровича на самолёте переправили в Москву. У Маресьева началась гангрена. В госпитале ему ампутировали стопы обеих ног. Он неподвижно лежал на больничной кровати. Тело пронизывала страшная боль. А в голове билась одна-единственная мысль: неужели он больше никогда не сможет летать? И, как когда-то давно, стиснув зубы, Маресьев повторял: я не сдамся!

Как только изготовили протезы, Алексей, превозмогая боль, стал заново учиться ходить. Скоро он уже бегал, прыгал и танцевал вальс с медсёстрами. Те, кто не знал об ампутации, даже не догадывались, что у лётчика нет обеих стоп. Уже летом 1943-го Маресьев подал рапорт на восстановление в рядах вооружённых сил. Медкомиссия вынесла вердикт: «годен». В июле Маресьев вернулся на фронт. Он прошёл всю войну, сбил одиннадцать вражеских самолётов, а во время одного из вылетов, рискуя собой, спас двух лётчиков — закрыл их своей машиной от немецких истребителей. О жизни Алексея Петровича Маресьева и его подвиге силы человеческого духа военкор Борис Полевой в 1946 году написал книгу, которую назвал «Повесть о настоящем человеке». Вся страна называла Маресьева легендарным героем. А он был скромным, стеснялся славы, и говорил: «Ну, какая я легенда? Я обычный человек. Просто хотел летать и защищать свою Родину».


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем