«...Мамка, кроме тебя, я ни к кому не могу обратиться. Я всегда тебя уважал и любил за твою заботу и помощь. Ближе и родней тебя у меня никого нет, хотя ты и являешься посторонним человеком. Ты — Человек с большой буквы».
Эти удивительные, трогательные строки — отрывок из письма, адресованного врачу-реаниматологу, благотворителю и филантропу Елизавете Петровне Глинке. Написал их человек без определённого места жительства — отверженный, бродяга. Но для Елизаветы Глинки подобных слов не существовало. «Они — люди, такие же, как и мы», — говорила Доктор Лиза. Так Елизавету Петровну звали те, кому она всю жизнь помогала. Но чаще всего к ней обращались родным и ласковым словом «мама».
Она действительно как любящая и самоотверженная мать заботилась о тех, кто оказался в беде, нужде или болезни. Доктор Лиза посвятила таким людям всю свою жизнь — в буквальном смысле до последнего вздоха. В «лихие 90-е» и двухтысячные она открывала хосписы для неизлечимо больных, собирала и доставляла гуманитарную помощь в «горячие точки». И поддерживала бездомных — в этом начинании Елизавета Глинка стала в России, пожалуй, одной из первых. Она говорила: «Их называют отребьем, отбросами общества. Но, знаете, у меня трое детей. И я вспоминаю, что вот этот бездомный — тоже чей-то сын. Или брат, или отец».
Всё началось в 97-м. Неотложку, где в то время работала Глинка, вызвали на Павелецкий вокзал. Как выяснилось — к бездомному. Елизавета Петровна организовала госпитализацию. Там, на Павелецком, она воочию увидела, в каких условиях живут люди, которые в силу разных обстоятельств оказались на улице — без крова, без пищи, без документов. Без возможности обратиться к кому-нибудь за элементарной помощью — большинство из чувства брезгливости обходили отверженных стороной.
А Доктор Лиза запросто могла подойти, дружески обнять. Человек есть образ и подобие Божие, а потому его надлежит уважать, сострадать и оказывать помощь, даже если он находится в самом жалком состоянии, была твёрдо уверена Глинка. Елизавета Петровна организовала еженедельные выезды мобильного пункта помощи бездомным. Каждую среду на Павелецком вокзале появлялась машина, в которой волонтёры во главе с Доктором Лизой привозили горячую еду, предметы первой необходимости. К автомобилю неизменно выстраивалась многометровая очередь. И большинство из тех, кто в ней стоял, нуждались не только в тепле стаканчика с чаем, но и горячем человеческом участии. И Елизавета Петровна всегда давала его. Говорила о бездомных: «Я их люблю, и они любят меня».
Один из постоянных обитателей Павелецкого, которого все называли «Георгич», вспоминал, как впервые познакомился с Доктором Лизой. «Мы разговорились, и я понял, что она меня слышит, — рассказывал он. — Я поведал ей о своей жизни, в которой много нехорошего было. Она не осудила, утешила». Елизавета Петровна Глинка как никто другой понимала: часто бездомным нужнее даже не еда, а общение, духовная поддержка. Живя на улице, они чувствуют себя бесконечно одинокими среди проходящих мимо людей.
«Такой частый для обычного человека инстинкт испытывать брезгливость, желание отстраниться, был заменён в Лизе на прямо противоположный: чем более глубоки и страшны человеческие раны, как физические, так и душевные, тем сильнее и непреодолимее становилось желание их излечить», — вспоминали коллеги Елизаветы Петровны.
25 декабря 2016 года Доктор Лиза вылетела из Сочи в Сирию с гуманитарным грузом — лекарствами для госпиталя. Через минуту после взлёта Ту-154 рухнул в Чёрное море. Спастись не удалось никому из пассажиров. «Елизавета Петровна погибла как боец, исполняя долг и дело всей своей жизни», — говорили её коллеги. Они подхватили эстафету Доктора Лизы. И сегодня по средам на Павелецкий вокзал приезжает машина, которую хорошо знает каждый бездомный в Москве. Любой человек способен в меру своих возможностей помочь ближнему, считала Елизавета Петровна Глинка. «Все мы — все до единого — рождаемся хорошими людьми. Плохих людей в природе не существует. Есть люди, которые просто сами от себя это скрыли», — часто повторяла она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер