Мария Юдина - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Мария Юдина

* Поделиться

Большой зал Московской консерватории замер в ожидании. В этой благоговейной тишине на сцену вышла женщина. Невысокая, тёмные с проседью волосы гладко зачёсаны. В длинном чёрном платье — стареньком, изрядно полинявшем. На ногах стоптанные спортивные тапочки. На груди — большой православный крест. Женщина села за рояль. И полилась музыка... Через несколько часов люди расходились с концерта ошеломлённые. Многие украдкой смахивали слёзы. Игра прославленной советской пианистки Марии Вениаминовны Юдиной трогала самые глубокие струны души, обновляла и возрождала к жизни.

Коллеги и друзья пианистки — композитор Шостакович, поэт Пастернак, философ Бахтин — в один голос говорили, что игра Юдиной, её исполнительская интерпретация музыкальных произведений наполнена истинно христианским духом. Нести в себе этот дух в 30-е годы ХХ века — безбожное и страшное время — было настоящим подвигом. Этому подвигу Мария Вениаминовна посвятила всю свою жизнь.

Ей было всего 13, когда она оказалась в числе студентов Петербургской консерватории. Именно тогда Мария впервые задумалась о божественном начале искусства. Эти размышления в конце концов привели её ко Христу. В 1919 году Мария, иудейка по рождению, приняла Таинство крещения в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице в Санкт-Петербурге.

Мария Вениаминовна говорила, что нигде, кроме православия, невозможно найти столько милосердия, жаления, особенной, жертвенной доброты. Эти духовные качества стали главными жизненными ориентирами пианистки. Выступая на самых престижных концертных площадках страны, Мария получала немалые гонорары. Но в кармане у неё не было ни гроша. «Из мебели — узкая железная кровать, самодельные полки для книг, десятки икон и скамья, заваленная нотами», — описывал быт пианистки Шостакович. Исполнительница с мировым именем даже не имела собственного рояля — инструмент она брала на прокат. Все свои деньги отдавала нуждающимся. У гардеробщицы в консерватории болен сын, необходимы дорогие лекарства. В храме Николы в Кузнецах срочно нужно делать ремонт. Мария Вениаминовна помогала всем. Родственникам, друзьям, репрессированным священнослужителям и вовсе не знакомым людям. А сама зимой и летом ходила в одном и том же старом платье и потрёпанных тапочках. Так и выходила на сцену. И непременно — с крестом на груди.

Каждый её концерт становился проповедью. Перед выступлением Мария Вениаминовна беседовала со зрителями о вере. Говорила открыто, без страха. А ведь в самом разгаре были чудовищные сталинские репрессии. Со Сталиным связан один удивительный эпизод в жизни пианистки. Однажды вождь услышал по радио 23-й концерт Моцарта в исполнении Юдиной. Позвонил в радиокомитет и спросил, могут ли они прислать ему запись. Отца народов заверили, что пришлют непременно. Вот только никакой записи не было. Концерт передавался в прямом эфире. Срочно вызвали Юдину, музыкантов, дирижёра. И за ночь записали грампластинку в единственном экземпляре. Говорят, что у дирижёра от страха из рук то и дело выпадала палочка. И только Мария Вениаминовна была совершенно спокойна. По свидетельству Шостаковича, который слышал эту историю от самой пианистки, получив пластинку, Сталин отправил Юдиной двадцать тысяч рублей — фантастическую по тем временам сумму. А в ответ получил письмо, в котором Мария Вениаминовна благодарила за помощь и сообщала, что деньги отдаст в церковь.

В 1969 году уже пожилую пианистку сбил автомобиль. Лёжа в больнице, в тяжёлом состоянии, она хлопотала о том, чтобы водитель не попал в тюрьму — ведь у него дети. «Нужно быть доброй, нужно согревать людей, не жалеть себя, творить добро — всюду, где можешь», — писала Мария Вениаминовна в своём дневнике.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем