Правозащитница, благодаря стараниям которой в 1893 году Правительство штата Иллинойс утвердило впервые в США особый Закон о фабриках и мастерских, — Флоренс Келли — всю жизнь боролась за то, чтобы условия работы людей были лучше.
В возрасте 12 лет Флоренс впервые увидела, в каких жутких и антисанитарных условиях трудятся взрослые, а главное, дети. По сути, на положении рабов, в «потогонных мастерских» при ненормированном рабочем графике за мизерную плату трудились дети в возрасте трёх-четырёх лет. Чтобы получить высшее юридическое образование, недоступное в то время для женщин в США, Флоренс отправилась в Европу, в Цюрихский университет. Диплом позволил ей на родине устроиться агентом в бюро трудовой статистики. По итогам проделанной кропотливой работы она представила руководству подробнейший отчёт с картой всех чикагских «потогонных мастерских» и детальным описанием условий труда в каждой из них. Именно на основании этого отчёта и был издан особый закон, в котором нормировался рабочий день, фиксировалась минимальная заработная плата, прописывались санитарные нормы для рабочих. Флоренс же назначили ответственной за исполнение закона фабриками в качестве инспектора по труду. В автобиографии Флоренс писала, что её душа болела от вида маленьких детей в похожих на тюрьмы фабриках.
Как называли Флоренс Келли её друзья и коллеги?

Двенадцатилетняя Флоренс не могла поверить своим глазам. В полутёмном, душном помещении без окон, в дыму и чаду, работали... дети. Её ровесники, а некоторые — даже младше. Грязные, одетые в лохмотья, казалось, они едва держатся на ногах. Флоренс крепче сжала руку отца. «Папа, что это?» — взволнованно спросила она. «Стеклодувная фабрика», — с печалью в голосе отвечал мистер Келли. Он привёл сюда дочь не случайно. Долгие годы на посту конгрессмена Келли боролся с несправедливыми условиями труда в Америке. Правда, добиться каких-то заметных результатов ему, увы, не удалось. Но, может быть, у дочери получится?..
Подобным образом в Соединённых Штатах конца XIX века выглядело едва ли не каждое производство. Кожевенные, литейные, ткацкие, швейные и другие фабрики не случайно получили в народе название «потогонных мастерских». Люди — не только мужчины, но и женщины, а главное, дети, — трудились там в ужасающих антисанитарных условиях. При ненормированном рабочем графике за мизерную плату — по сути, на положении рабов. И даже пожаловаться было некуда: трудовое законодательство в США в те годы всё это вполне допускало. В 1872 году в душном цехе стеклодувной фабрики юная Флоренс Келли дала себе обещание — бороться за то, чтобы жизнь рабочих стала лучше.
«Я видела маленьких детей с бледными лицами в похожих на тюрьмы фабриках, и моя душа болела», — писала Флоренс Келли в автобиографии. Чтобы получить высшее юридическое образование, недоступное в то время для женщин в США, она отправилась в Европу, в Цюрихский университет. Полученный диплом позволил ей на родине устроиться агентом в бюро трудовой статистики. Казалось бы — скучная, монотонная работа с цифрами. Но только не для Флоренс. Она подошла к своим обязанностям неформально. Каждое утро её можно было увидеть в самых неблагополучных районах Чикаго. Именно там располагались те самые «потогонные мастерские», пугающее знакомство с которыми у Келли состоялось ещё в детстве. И теперь, спустя столько лет, она увидела, что положение вещей не сильно изменилось. Несколько раз Флоренс обнаруживала на фабриках детей в возрасте трёх-четырёх лет! По 16–18 часов в день, семь дней в неделю, в подвальных помещениях с низкими потолками без циркуляции воздуха, они работали наравне со взрослыми. «Так продолжаться не может», — твёрдо решила Флоренс. И представила руководству подробнейший отчёт с картой всех чикагских «потогонных мастерских» и детальным описанием условий труда в каждой из них. «Термин „подвал“ более точно описывает эти фабрики. Их сырость вызывает ревматизм, а темнота вредит зрению. Дым бензиновых и угольных печей смешивается с затхлым запахом стен и духотой», — писала Флоренс в отчёте.
Благодаря её стараниям в 1893 году правительство штата Иллинойс утвердило особый закон о фабриках и мастерских. Как и настаивала Келли, этот закон запрещал использовать труд детей до 14 лет. Строго нормировался рабочий день — его продолжительность теперь не могла составлять более восьми часов. Фиксировалась минимальная заработная плата. Прописывались санитарные нормы для рабочих помещений. Это был первый в Соединённых Штатах Америки закон подобного рода. Обеспечивать его исполнение фабриками поручили самой Флоренс — её назначили на пост инспектора по труду.
И снова она без устали обходила трущобы, требуя от работодателей строгого соблюдения нового законодательства. Келли призывала и общественность не оставаться равнодушной. «Пока мы спим в своих постелях, несколько тысяч маленьких девочек работают на текстильных фабриках всю ночь напролет под оглушительный грохот ткацких станков», — говорила Флоренс. И её слова отзывались в людских сердцах.
«Неутомимая Флоренс» — называли Келли друзья и коллеги. После её кончины в 1932 году одна из американских газет опубликовала некролог, в котором были такие слова: «Беззаветным трудом вплоть до самого последнего своего дня Флоренс Келли напоминала нам о том, что все мы обладаем силой помогать людям».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











