Флоренс Келли - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Флоренс Келли

* Поделиться

Двенадцатилетняя Флоренс не могла поверить своим глазам. В полутёмном, душном помещении без окон, в дыму и чаду, работали... дети. Её ровесники, а некоторые — даже младше. Грязные, одетые в лохмотья, казалось, они едва держатся на ногах. Флоренс крепче сжала руку отца. «Папа, что это?» — взволнованно спросила она. «Стеклодувная фабрика», — с печалью в голосе отвечал мистер Келли. Он привёл сюда дочь не случайно. Долгие годы на посту конгрессмена Келли боролся с несправедливыми условиями труда в Америке. Правда, добиться каких-то заметных результатов ему, увы, не удалось. Но, может быть, у дочери получится?..

Подобным образом в Соединённых штатах конца 19 века выглядело едва ли не каждое производство. Кожевенные, литейные, ткацкие, швейные и другие фабрики не случайно получили в народе название «потогонных мастерских». Люди — не только мужчины, но и женщины, а главное, дети, трудились там в ужасающих антисанитарных условиях. При ненормированном рабочем графике за мизерную плату — по сути, на положении рабов. И даже пожаловаться было некуда: трудовое законодательство в США в те годы всё это вполне допускало. В 1872 году в душном цехе стеклодувной фабрики юная Флоренс Келли дала себе обещание — бороться за то, чтобы жизнь рабочих стала лучше.

«Я видела маленьких детей с бледными лицами в похожих на тюрьмы фабриках, и моя душа болела», — писала Флоренс Келли в автобиографии. Чтобы получить высшее юридическое образование, недоступное в то время для женщин в США, она отправилась в Европу, в Цюрихский университет. Полученный диплом позволил ей на родине устроиться агентом в бюро трудовой статистики. Казалось бы — скучная, монотонная работа с цифрами. Но только не для Флоренс. Она подошла к своим обязанностям неформально. Каждое утро её можно было увидеть в самых неблагополучных районах Чикаго. Именно там располагались те самые «потогонные мастерские», пугающее знакомство с которыми у Келли состоялось ещё в детстве. И теперь, спустя столько лет, она увидела, что положение вещей не сильно изменилось. Несколько раз Флоренс обнаруживала на фабриках детей в возрасте трех-четырех лет! По 16-18 часов в день, семь дней в неделю, в подвальных помещениях с низкими потолками без циркуляции воздуха они работали наравне со взрослыми. Так продолжаться не может, твёрдо решила Флоренс. И представила руководству подробнейший отчёт с картой всех чикагских «потогонных мастерских» и детальным описанием условий труда в каждой из них. «Термин „подвал“ более точно описывает эти фабрики. Их сырость вызывает ревматизм, а их темнота вредит зрению. Дым бензиновых и угольных печей смешивается с затхлым запахом стен и духотой», — писала Флоренс в отчёте.

Благодаря её стараниям в 1893 году Правительство штата Иллинойс утвердило особый Закон о фабриках и мастерских. Как и настаивала Келли, этот закон запрещал использовать труд детей до 14 лет. Строго нормировался рабочий день — его продолжительность теперь не могла составлять более восьми часов. Фиксировалась минимальная заработная плата. Прописывались санитарные нормы для рабочих помещений. Это был первый в Соединённых штатах Америки закон подобного рода. Обеспечивать его исполнение фабриками поручили самой Флоренс — её назначили на пост инспектора по труду.

И снова она без устали обходила трущобы, требуя от работодателей строгого соблюдения нового законодательства. Келли призывала и общественность не оставаться равнодушными. «Пока мы спим в своих постелях, несколько тысяч маленьких девочек работают на текстильных фабриках всю ночь напролет под оглушительный грохот ткацких станков», — говорила Флоренс. И её слова отзывались в людских сердцах.

«Неутомимая Флоренс», — называли Келли друзья и коллеги. После её кончины в 1932 году одна из американских газет опубликовала некролог, в котором были такие слова: «Беззаветным трудом вплоть до самого последнего своего дня Флоренс Келли напоминала нам о том, что все мы обладаем силой помогать людям».


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем