Правозащитница, благодаря стараниям которой в 1893 году Правительство штата Иллинойс утвердило впервые в США особый Закон о фабриках и мастерских, — Флоренс Келли — всю жизнь боролась за то, чтобы условия работы людей были лучше.
В возрасте 12 лет Флоренс впервые увидела, в каких жутких и антисанитарных условиях трудятся взрослые, а главное, дети. По сути, на положении рабов, в «потогонных мастерских» при ненормированном рабочем графике за мизерную плату трудились дети в возрасте трёх-четырёх лет. Чтобы получить высшее юридическое образование, недоступное в то время для женщин в США, Флоренс отправилась в Европу, в Цюрихский университет. Диплом позволил ей на родине устроиться агентом в бюро трудовой статистики. По итогам проделанной кропотливой работы она представила руководству подробнейший отчёт с картой всех чикагских «потогонных мастерских» и детальным описанием условий труда в каждой из них. Именно на основании этого отчёта и был издан особый закон, в котором нормировался рабочий день, фиксировалась минимальная заработная плата, прописывались санитарные нормы для рабочих. Флоренс же назначили ответственной за исполнение закона фабриками в качестве инспектора по труду. В автобиографии Флоренс писала, что её душа болела от вида маленьких детей в похожих на тюрьмы фабриках.
Как называли Флоренс Келли её друзья и коллеги?

Двенадцатилетняя Флоренс не могла поверить своим глазам. В полутёмном, душном помещении без окон, в дыму и чаду, работали... дети. Её ровесники, а некоторые — даже младше. Грязные, одетые в лохмотья, казалось, они едва держатся на ногах. Флоренс крепче сжала руку отца. «Папа, что это?» — взволнованно спросила она. «Стеклодувная фабрика», — с печалью в голосе отвечал мистер Келли. Он привёл сюда дочь не случайно. Долгие годы на посту конгрессмена Келли боролся с несправедливыми условиями труда в Америке. Правда, добиться каких-то заметных результатов ему, увы, не удалось. Но, может быть, у дочери получится?..
Подобным образом в Соединённых Штатах конца XIX века выглядело едва ли не каждое производство. Кожевенные, литейные, ткацкие, швейные и другие фабрики не случайно получили в народе название «потогонных мастерских». Люди — не только мужчины, но и женщины, а главное, дети, — трудились там в ужасающих антисанитарных условиях. При ненормированном рабочем графике за мизерную плату — по сути, на положении рабов. И даже пожаловаться было некуда: трудовое законодательство в США в те годы всё это вполне допускало. В 1872 году в душном цехе стеклодувной фабрики юная Флоренс Келли дала себе обещание — бороться за то, чтобы жизнь рабочих стала лучше.
«Я видела маленьких детей с бледными лицами в похожих на тюрьмы фабриках, и моя душа болела», — писала Флоренс Келли в автобиографии. Чтобы получить высшее юридическое образование, недоступное в то время для женщин в США, она отправилась в Европу, в Цюрихский университет. Полученный диплом позволил ей на родине устроиться агентом в бюро трудовой статистики. Казалось бы — скучная, монотонная работа с цифрами. Но только не для Флоренс. Она подошла к своим обязанностям неформально. Каждое утро её можно было увидеть в самых неблагополучных районах Чикаго. Именно там располагались те самые «потогонные мастерские», пугающее знакомство с которыми у Келли состоялось ещё в детстве. И теперь, спустя столько лет, она увидела, что положение вещей не сильно изменилось. Несколько раз Флоренс обнаруживала на фабриках детей в возрасте трёх-четырёх лет! По 16–18 часов в день, семь дней в неделю, в подвальных помещениях с низкими потолками без циркуляции воздуха, они работали наравне со взрослыми. «Так продолжаться не может», — твёрдо решила Флоренс. И представила руководству подробнейший отчёт с картой всех чикагских «потогонных мастерских» и детальным описанием условий труда в каждой из них. «Термин „подвал“ более точно описывает эти фабрики. Их сырость вызывает ревматизм, а темнота вредит зрению. Дым бензиновых и угольных печей смешивается с затхлым запахом стен и духотой», — писала Флоренс в отчёте.
Благодаря её стараниям в 1893 году правительство штата Иллинойс утвердило особый закон о фабриках и мастерских. Как и настаивала Келли, этот закон запрещал использовать труд детей до 14 лет. Строго нормировался рабочий день — его продолжительность теперь не могла составлять более восьми часов. Фиксировалась минимальная заработная плата. Прописывались санитарные нормы для рабочих помещений. Это был первый в Соединённых Штатах Америки закон подобного рода. Обеспечивать его исполнение фабриками поручили самой Флоренс — её назначили на пост инспектора по труду.
И снова она без устали обходила трущобы, требуя от работодателей строгого соблюдения нового законодательства. Келли призывала и общественность не оставаться равнодушной. «Пока мы спим в своих постелях, несколько тысяч маленьких девочек работают на текстильных фабриках всю ночь напролет под оглушительный грохот ткацких станков», — говорила Флоренс. И её слова отзывались в людских сердцах.
«Неутомимая Флоренс» — называли Келли друзья и коллеги. После её кончины в 1932 году одна из американских газет опубликовала некролог, в котором были такие слова: «Беззаветным трудом вплоть до самого последнего своего дня Флоренс Келли напоминала нам о том, что все мы обладаем силой помогать людям».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







