Сергей Фёдорович Бондарчук: выдающийся советский кинорежиссёр и актёр - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Сергей Фёдорович Бондарчук: выдающийся советский кинорежиссёр и актёр

Поделиться Поделиться

Мастер кинорежиссуры — Сергей Фёдорович Бондарчук — ярко выражал духовное начало человека в своем творчестве. Автор эпохальной экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», Сергей Фёдорович сумел сделать это кино поистине народным.

В 1946 году Сергей Фёдорович успешно сдал вступительные экзамены во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии. Клара Лучко вспоминала, что Бондарчук тогда буквально заворожил приёмную комиссию. Перед экзаменаторами Сергей Фёдорович читал гоголевскую «Птицу-тройку» — знаменитый отрывок из поэмы «Мёртвые души». Известность Бондарчуку принесла его дебютная картина «Судьба человека» в 1959 году, снятая по одноимённому рассказу Шолохова, которая буквально потрясла зрителей.

Как удавалось Сергею Фёдоровичу проповедовать в искусстве евангельские ценности? И что говорили о нём коллеги по цеху?

В 1946 году на вступительные экзамены во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии пришёл человек в солдатской форме. По документам ему было 27 лет, но на вид экзаменаторы, пожалуй, дали бы гораздо больше: в тёмных густых волосах пробивалась седина, пронзительные карие глаза смотрели с какой-то затаённой грустью. Впрочем, это можно было понять: совсем недавно отгремела Великая Отечественная война, которую этот парень прошагал от первого до последнего дня. В 41-м ушёл на фронт добровольцем. Воевал на Северном Кавказе, сражался за Сталинград. Демобилизовался, и сразу на экзамены. Он с детства мечтал стать актёром. Звали его Сергей Бондарчук.

Подняв на экзаменаторов глубокие глаза, Сергей читал гоголевскую «Птицу-тройку» — знаменитый отрывок из поэмы «Мёртвые души». Читал проникновенно, и было видно, что каждое слово он пропускает через сердце. Клара Лучко вспоминала, что Бондарчук тогда буквально заворожил приёмную комиссию. «Казалось, ему и играть ничего не надо. Просто сказать фразу, посмотреть — и сразу веришь», — вспоминала актриса. О том, что Сергей Фёдорович Бондарчук — актёр и режиссёр от Бога, часто говорили и многие другие его коллеги.

Когда в 1959 году на экраны вышла дебютная режиссёрская работа Бондарчука — картина «Судьба человека», снятая по одноимённому рассказу Шолохова, люди уходили с сеансов потрясённые. Среди зрителей был художник Александр Шилов. Спустя годы он делился своими впечатлениями от фильма: «Так проникнуться горем героев, выразить и страдание, и счастье мог только художник с обострённой, отзывчивой душой», — говорил живописец.

Помимо того, что Сергей Бондарчук был тонким и чутким мастером, он сумел сделать поистине невозможное: в безбожные советские годы он проповедовал в искусстве евангельские ценности. Исследуя душу своих героев, он стремился приблизиться к христианскому пониманию человека: доброго, сопереживающего, простого. Может быть, поэтому, людям было так близко его творчество. Когда Бондарчук работал над созданием своего эпохального кинополотна — экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», ему помогал народ. Военные точь-в-точь воссоздали батарею генерал-лейтенанта Раевского. Жители Петербурга раздобыли и принесли на съёмки два старинных дуэльных пистолета. Актрису на роль Наташи Ростовой искали всей страной — на «Мосфильм» приходили мешки писем с фотографиями кандидаток. В создании исторических костюмов и военной техники участвовали заводы, фабрики и мастерские всего Советского Союза. Оскароносная «Война и мир» Сергея Бондарчука стала во всех смыслах народной картиной. Критики недаром отмечали поразительный и глубокий русский дух фильма, его светоносное начало.

Сергей Фёдорович часто вспоминал отца, который поначалу был против его творческой карьеры. Хотел, чтобы сын стал строителем. Но когда понял, что тот твёрдо выбрал свой жизненный путь, благословил и сказал: «Только будь артистом, а не лицедеем». Помня отцовский завет, Бондарчук своими работами показал, как высока может быть миссия актёра и режиссёра. Он создавал фильмы такой силы, что зритель не просто получал эстетическое удовольствие, но и рос душою, переосмысливал собственную жизнь, становился лучше, чище, добрее, сострадательнее.

Сергей Бондарчук сам по натуре был именно таким. Коллеги по съёмочной группе говорили, что у него была щедрая, милосердная душа. Во время работы Сергей Фёдорович относился к подчинённым с огромной деликатностью. Не оставлял он их и вне съёмочной площадки — помогал: кого-то устраивал в больницу, для кого-то хлопотал о выдаче квартиры. И всегда находил время чтобы просто поговорить, поддержать.

Киносценарист Геннадий Шпаликов говорил, что в творчестве Бондарчука было необычайно ярко выражено духовное начало человека. И тысячи людей стали немного лучше благодаря его фильмам.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем