Сегодня я хочу представить вам стихи поэта, переводчика Горация и Хайяма, вдумчивого составителя поэтических антологий конца XIX века, Петра Порфирова, прожившего на свете всего 33 года. Перед кончиной (Пётр умер от перитонита), он составил свою единственную книгу стихотворений, которую его друзья издали с предисловием поэта старых традиций — Аполлона Коринфского — причислившего Порфирова к поэтам «пушкинской школы».
В эту книгу вошло немало поэтических молитв и библейских переложений.
Но прежде — прочитаю из трогательных стихов памяти Порфирова, написанных в 1903 году молодым офицером Константином Случевским-младшим, который писал под псевдонимом «Лейтенант С.» и дружил с Петром Фёдоровичем.
...Искусству преданный, избрав удел певца,
Родную речь любя любовью идеальной,
Он сыном истинным и скромным до конца
Был родины своей всегда многострадальной...
Мне верить хочется, ты смотришь вдохновенно
На нас, собравшихся у гроба твоего,
И вместе молишься, уже проникновенно...
Брось нам из вечности луч света своего!
Молись за родину; ей нужно оправданье;
Поведай искренно, как много видел ты
Никем незримого, безмолвного страданья,
Как много мужества и сколько красоты!
Константин Случевский-младший, «Памяти Петра Порфирова», 23 августа 1903 года
Автор этих проникновенных строк прожил чуть меньше своего друга и погиб весной 1905-го в Цусимском сражении — вместе со всем экипажем броненосца «Император Александр III». Единственная книга его поэзии, как и в случае с Порфировым, — была выпущена друзьями после гибели автора.
А теперь — стихи самого Порфирова, посвящённые великому христианскому празднику Благовещенье, когда верующие отмечают весть архангела Гавриила — Деве Марии — о будущем рождении ею нашего Спасителя — Иисуса Христа.
Сегодня день Отроковицы,
День благовестия святой.
Во храм, с цветами, от денницы
Народ стекается толпой.
И, службе радостной внимая,
Сияньем вешним осенён,
Я слышу, как пророк Исайя
Глаголет вновь сквозь тьму времён, —
Как песнь Невесте Неневестной
Поёт в одеждах светлых клир,
И точно радугой небесной
Преобразился дольний мир.
А грудь кипит, переживая
Забытый трепет детских дней:
То ангел, радость возвещая,
Мне детство вновь принёс из рая
С молитвой первою моей...
Пётр Порфиров, «Благовещенье», 1898 год
«Литературные стремления пробудились в нём ещё на гимназической скамье, — писал о Петре Порфирове уже упомянутый мною поэт-традиционалист Аполлон Коринфский. — Гимназисты стали сходиться друг с другом, читать, беседовать о прочитанном и обсуждать собственные свои литературные опыты. Как теперь политикой, так тогда увлекалось учащееся юношество литературой...»
...В финале стихотворения Порфирова «Благовещенье» тихо прозвучала «детская тема», — и я закончу нашу программу вот таким этюдом молодого поэта:
Я подслушал молитву ребёнка,
Притаившись в саду под окном,
Он стоял на коленях и звонко
Лепетал, осеняясь крестом.
Он молитвы свои и желанья
Так наивно и страстно шептал,
И в глазах его луч упованья
На слезинке так ярко блистал,
Что, питомец сомнений, внимая,
Я смутился невольно тогда
И в аллею ушёл, вспоминая
И жалея святые года.
Пётр Порфиров, «Я подслушал молитву ребенка...», из книги «Стихотворения» 1906 года.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема